Насколько и когда в Украине подорожает бензин
До конца апреля бензин может стоить на 1 гривну дороже. Однако, если национальная валюта будет укрепляться, то стоимость топлива могут и не повышать, считают специалисты
В Украине в результате роста курса доллара и подорожания нефти на мировых рынках, отмечают эксперты энергетического рынка, сложились предпосылки для подорожания бензина на 1 гривну. Как говорит директор консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн, цены будут корректироваться в сторону повышения до конца месяца.
Почему может подорожать бензин
Президент Ассоциации операторов рынка нефтепродуктов Леонид Косянчук поясняет,бензин в Украине все еще недооценен. Реальная его цена, по оценкам экспертов, должна быть примерно на 1 гривну выше. Операторы боятся поднимать цены, так как следом за этим можно ожидать сокращения объемов продаж.
«Мы понимаем, что будет, если мы повысим цену, а она и так, учитывая покупательскую способность украинцев, зашкальная. Как только мы повышаем цену, у нас падают объемы продаж. Когда теряем объемы продаж, удельные затраты перекрывают планируемую прибыль», – говорит Леонид Косянчук.
«Мы понимаем, что будет, если мы повысим цену, а она и так, учитывая покупательскую способность украинцев, зашкальная. Как только мы повышаем цену, у нас падают объемы продаж. Когда теряем объемы продаж, удельные затраты перекрывают планируемую прибыль», – говорит Леонид Косянчук.
На стоимость бензина в Украине, как рассказывает эксперт, влияет несколько факторов: стоимость сырья, курс доллара, фискальная нагрузка.
«Валютная составляющая в цене большая. Но и закупочная цена тоже влияет. Не так сильно, как курс гривны, но тоже влияет. Внешний рынок демонстрирует разные вектора. То он поднимается, то падает. Будем смотреть по ситуации. Гривна чуть-чуть повысила свою стоимость – это положительная тенденция», – отмечает эксперт.
Kак пояснили в Минэнерго, в структуре цены на бензин А-95 закупочная стоимость светлых нефтепродуктов (закупаются в долларах) занимает всего 37,8%. Акцизный налог (22,8% в структуре цены) и акцизный налог на розничную реализацию (5,4% в структуре цены) платятся в евро. Еще 15,8% стоимости – НДС (платится в национальной валюте). На логистику припадает 4,4% от конечной стоимости топлива, еще 13,8% – торговая наценка и административные расходы.
Таким образом, украинец, покупая пять литров бензина, к примеру, за 100 гривен – 44 гривны отдает на налоги, 13,8 гривен отдает на содержание заправок, зарплаты и прибыль, 37,8 гривен – приходится платить за сами нефтепродукты, и 4,4 гривны – за логистику. Следовательно, на 66% цены на бензин влияет курс доллара в Украине. При этом примерно 85% светлых нефтепродуктов Украина закупает заграницей.
Директор консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн напоминает, в январе доллар в Украине стоил 24 гривны, сейчас – 25,5 гривен. Нефть на мировых рынках в начале января продавалась по 30 долларов за баррель, сейчас – по 40 долларов.
«Все это создает предпосылки для роста цены. Я думаю, что в ближайшее время сохраняется потенциал роста в диапазоне 50 копеек – 1 гривны на литре. Я думаю, что до конца апреля, цены будут незначительно корректироваться в сторону роста», – говорит эксперт.
«Все это создает предпосылки для роста цены. Я думаю, что в ближайшее время сохраняется потенциал роста в диапазоне 50 копеек – 1 гривны на литре. Я думаю, что до конца апреля, цены будут незначительно корректироваться в сторону роста», – говорит эксперт.
Позитивный сценарий
Директор специальных проектов научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев поясняет, девальвация гривны на каждые 10 копеек приводит к обоснованию для поднятия цен на бензин на 7 копеек.
Следовательно, если в январе «зеленый» (по курсу НБУ) продавали по 24,1 гривны, а сейчас по 25,6 гривен, есть основания для того, чтобы бензин подорожал на 70 копеек. При этом средняя стоимость бензина марки А95 с 1 января наоборот снизилась на 7 копеек.
Леонид Косянчук уверен, если национальная валюта будет укрепляться, то стоимость бензина могут и не повышать. Операторы в первую очередь борются за объемы продаж, поэтому и пытаются удерживать низкие цены. Кроме того, как говорит президент Ассоциации операторов рынка нефтепродуктов, часть рынка укрывается от налогов и благодаря этому может продавать топливо по демпинговым ценам.
Отметим, в конце февраля этого года доллар в Украине продавался по 27,2 гривны, сейчас – по 26,0 гривны. Последние несколько дней на валютном рынке наблюдается стабилизация национальной валюты.
«Мертвый сезон» закончился: поднимут ли цены перед пассивной
Сергей Куюн поясняет, на топливом рынке уже много лет сезонный фактор не играет большой роли. «Почему мы боимся сезонных изменений? Раньше до 2005-го года рынок снабжался топливом с украинских нефтеперерабатывающих заводов. Накануне пассивной они постоянно заявляли, что у них поломки, проблемы и постоянно это приводило к скачу цен на внутреннем рынке. Был узкий круг поставщиков, не было конкуренции, и при возникновении проблем хотя бы у одного поставщика, наблюдался рост цен», – вспоминает эксперт.
На данный момент предложение на рынке значительно превышает спрос. «Любой спрос сразу удовлетворяется большим предложением. Когда нет проблем с поставками, нет и проблем с ажиотажем», – говорит эксперт.
Отметим, зимой на топливном рынке наблюдается «мертвый сезон» – спрос значительно сокращается, и операторы не повышают цены на бензин. Традиционно «мертвый сезон» заканчивается в конце марта.
Источник: «Сегодня»