Непростая судьба «советской Вивьен Ли». Фото
19 декабря исполось 71 год актрисе театра и кино Анастасии Вертинской.
В 1960-1970-х гг. она была одной из самых популярных и самых красивых советских актрис. После шумного успеха в театре и кино Вертинская вдруг пропала с экранов. Сегодня она не жалеет о том, что оставила актерскую профессию, ведь у нее были на то свои причины, передает Культурологию.
Родителями Анастасии были знаменитый певец, композитор и поэт Александр Вертинский и актриса Лидия Циргвава, которая была моложе мужа на 34 года. Отец старался дать своим дочерям – Марианне и Анастасии – разностороннее образование. Анастасия мечтала стать балериной, но в балетное училище ее не приняли из-за лишнего веса.
На съемочную площадку она впервые попала в 15 лет, и первая же роль принесла ей невероятный успех – это была Ассоль в фильме «Алые паруса», который только в первый год проката посмотрели 23 млн зрителей. Через год она получила главную роль в фильме «Человек-амфибия», и эта картина стала лидером проката в 1962 г. Именно в роли Гуттиэре Анастасия Вертинская запомнилась и полюбилась миллионам советских зрителей, хотя сама актриса позже называла эту работу банальной и нелепой. После роли Офелии в «Гамлете» ее стали называть «Вивьен Ли советского экрана».
Всесоюзная популярность девушку не обрадовала, а напугала. Ее постоянно преследовали незнакомые люди, на улицах все время кто-то подходил за автографом, молодые люди слишком настойчиво добивались ее расположения, а она не понимала, чем заслужила такое внимание – ведь сама не считала себя настоящей актрисой.
Вертинская с ужасом вспоминает те времена: «Если я ехала в поезде Москва – Ленинград в обычном купе, то ко мне набивался полный вагон желавших со мной выпить. В очередях постоянно раздавала автографы – писала на деньгах, на руках… Одна поклонница как-то кинула мне в глаза горсть песка». С тех пор у нее появилась боязнь толпы, переросшая в настоящую фобию. До сих пор Вертинская избегает многолюдного общества и светских тусовок.
Профессионалом своего дела она смогла себя назвать только после того, как закончила Щукинское училище, снялась в десятках фильмов, сыграла во множестве спектаклей. К работе Вертинская относилась очень серьезно и никогда не боялась трудностей: во время подводных съемок в «Человеке-амфибии» она отказалась от дублера и сама ныряла без акваланга и плавала в ледяной воде, в «Мастере и Маргарите» снималась на верху лестницы пожарной машины, на скорости 120 км в час.
Анастасия Вертинская была замужем один раз, и своим единственным мужем называет Никиту Михалкова, хотя ее связывали романтические отношения и с другими знаменитыми артистами: после расставания с Михалковым у нее был роман с Александром Градским, в течение 20 лет она оставалась с Олегом Ефремовым, хотя они так и не поженились. Главными мужчинами в своей жизни Вертинская называет отца и сына Степана Михалкова и не жалеет о том, что не приняла ни одно из многочисленных предложений руки и сердца: «Брак – это не мое, – говорит актриса. – Хорошо, что я рано поняла это и избежала многих ошибок».
В 1991 г. Вертинская создала и возглавила Благотворительный фонд русских актеров, который помогает нуждающимся ветеранам театра и кино. Много времени актриса посвящает заботе о наследии отца: выпускает диски с его песнями, издает мемуары и стихи, занимается реставрацией неизвестных записей Александра Вертинского. Сыну она помогала вести ресторанный бизнес: она прекрасно готовит, поэтому нередко подсказывала идеи для меню ресторанов. В 2014 г. в связи с кризисом рестораны «Индус» и «Вертинский» закрылись, и Анастасия занялась переизданием воспоминаний матери.
Стоящих предложений от режиссеров в последние годы не поступало, а играть мать киллера актриса никогда не согласится – не хочет опускать планку. Сегодня Вертинская не жалеет о том, что ушла из кино – ей очень комфортно в кругу близких. «Я сконцентрировалась на своей семье и наследии отца», – говорит она. Актриса не причисляет себя к звездам шоу-бизнеса и предпочитает, чтобы ее называли представителем русской интеллигенции.