Нічне прозріння Гройсмана: Чи потягне бюджет «мінімалку» 3200
Кабмин решил резко повысить минимальную зарплату.
С 1 января 2017 года она составит 3 200 грн. Это в два раза больше, чем планировалось изначально.
По словам премьер-министра Владимира Гройсмана, ранее в проект госбюджета предполагалось внести минимальную зарплату в размере 1,6 тыс грн, но правительству удалось найти возможности увеличить ее вдвое.
Теперь перед Минфином стоит непростая задача: пересчитать проект бюджета на 2017 год с учетом этого повышения «минималки», а также убедить МВФ, что все идет по плану.
Почему 3 200
Решение обсуждали до ночи. В среду на заседании правительства премьер презентовал его как историческое.
«В Украине такого никогда не было. Люди жили за чертой бедности и получали меньше, нежели минимально необходимо для жизни», — заявил Гройсман.
Cоциальные стандраты в Украине давно не покрывают реальные потребности населения. Более того, в 2015 году их рост был ниже уровня инфляции.
Различные варианты повышения соцстандартов обсуждались давно. Глава ГФС Роман Насиров, например, считал возможным повысить минимальную зарплату до 5 тыс грн с последующим фискальным эффектом.
Почему остановились именно на этом варианте, и почему не подошли другие, в правительстве не объяснили.
Второй любопытный тезис премьера — решение «абсолютно соответствует возможностям государства». Хотя это совсем не очевидно. Ни премьер, ни министр финансов так и не озвучили, за счет чего будут покрываться эти расходы.
Собеседники ЭП в Кабмине иронично отмечают: возникла срочная необходимость сделать что-то для повышения политических рейтингов. В последнее время в cоциальной политике имидж правительства серьезно подпортили планы повысить зарплаты народным депутатам.
Потянет ли бюджет
Любое повышение социальных стандартов — это дополнительные расходы государства. Опрошенные ЭП члены правительства заняли такую позицию: компенсаторы мы не назовем, но с бюджетом все будет хорошо.
«Госбюджет на 2017 год будет полностью сбалансированным. Увеличивать дефицит мы не будем. Все расчеты найдут свое отражение в проекте, который правительство передаст в парламент ко второму чтению», — заверил ЭП вице-премьер Павел Розенко.
«Мы найдем способ как это (сбалансировать бюджет. — ЭП) сделать», — пообещал министр финансов Александр Данылюк.
По словам Розенко, в законодательство будут внесены изменения, чтобы «отвязать» зарплаты различным категориям госслужащих от размера минимальной зарплаты. Речь идет о судьях, прокурорах, депутатах, полиции.
Эти зарплаты будут меняться по прописанному в проекте бюджета сценарию: они не будут повышены пропорционально росту минимальной зарплаты. Аналогичная ситуация с пенсиями: они будут повышены на запланированные 10,1%.
Собеседники ЭП в правительстве отмечают, что основная ставка в вопросе компенсаторов делается на детенизацию.
По оценкам ГФС, больше 60% зарплаты выплачивается «в конвертах», а повышение «минималки» якобы заставит бизнес «обелиться». В результате должны вырасти доходы казны от единого социального взноса и подоходного налога.
По каждому из этих компенсаторов есть нюансы.
НДФЛ — основной источник наполнения местных бюджетов. То есть при действующем законодательстве «пряник» в виде дополнительных доходов от детенизации достанется именно им.
На этот случай, по информации источников издания, Минфин припас запасной вариант: внести изменения в Бюджетный кодекс и «оттянуть» из регионов появившийся ресурс. Это позволит восполнить расходы казны на «социалку».
На вопрос ЭП о возможности корректировки Бюджетного кодекса министр финансов ответил: «Если результатом повышения минимальной зарплаты станет увеличение поступлений в местные бюджеты, то мы как Минфин будем все балансировать в рамках всей системы. Баланс бюджета будет. Ресурс каждого бюджета и населенного пункта должен соотвествовать полномочиям, который они на себя берут».
По информации источников издания, дополнительные поступления от ЕСВ могут составить 7-7,5 млрд грн. Хотя с этим компенсатором тоже не все однозначно.
Единый социальный взнос — основной источник наполнения бюджета. Правда, доходы от соцвзноса только наполовину покрывают потребности фонда, остальное дотирует государство. В 2017 году объем дотаций ПФ из госбюджета может составить 156 млрд грн.
«Есть два возможных варианта, что может быть дополнительным ресурсом от ЕСВ. Первый — направить его на сокращение дефицита ПФ, второй — на отдельные пенсионные программы, а именно — осовременивание пенсий», — отмечает Розенко.
В последние годы сложилась ситуация, когда Кабмин поднимал минимальный размер пенсии, тогда как пенсии от 1 300 грн до 3 000 грн не пересчитывались.
«У нас есть несколько возможных моделей. Какая из них будет выбрана, пока открытый вопрос. В годовом исчислении на это может потребоваться от 8 млрд грн до 15 млрд грн», — говорит Розенко.
Детенизация — ненадежный компенсатор. Просчитать его до конца нельзя. Гарантировать, что бизнес начнет работать «в белую», а не начнет, например, оформлять своих сотрудников на полставки, невозможно.
Компенсатором в расходах станет экономия на субсидиях — их получение привязано в том числе к доходам населения. По информации источников издания, экономия ожидается в пределах 5 млрд грн, но не сразу, а по итогам отoпительного сезона 2016-2017 годов.
«Сейчас никто не будет забирать у населения субсидии или пересматривать критерии для их оформления», — заверил ЭП Розенко.
Фактор МВФ
Повышение социальных стандартов не согласовано с МВФ. Неизвестно, будет ли главный кредитор Украины против. Для него главное — баланс бюджета. Все зависит от того, насколько убедительным окажется правительство в переговорах с фондом.
«Есть предпосылки к тому, что мы можем выйти за согласованные с МВФ пределы дефицита. Более того, это решение может ускорить инфляцию как минимум на 2%», — отметил в комментарии ЭП руководитель аналитического отдела Concorde Capital Александр Паращий.
Собеседники издания в МЭРТ также допускают, что в 2017 году инфляция окажется выше запланированных 8,1%.
Приступить к обсуждению проекта сметы и выполнения украинской стороной пунктов меморандума для получения в 2016 году четвертого транша — 1,3 млрд долл — планировалось во время работы технической миссии фонда с 26 октября.
Тем не менее, миссия не приехала. В Минфине утверждают, что это техническая заминка, и миссия приедет «буквально на днях».
Есть и другое мнение: ехать представителям МВФ в Украину нет смысла, так как ни один из необходимых для получения транша пунктов Украина пока не выполнила.
Источник: «Економічна правда»