Новая полиция не выполняет планы по протоколам: интересная переписка в «Вайбере»
В патрульной полиции, несмотря на реформу, осталась привычная для милиции система с внутренними планами по штрафам и протоколам, за выполнение которых копам дают премии и дополнительные выходные. Официально о внедрении нормативов правоохранители не говорят, а эксперты уверяют: с помощью разнарядки бывшие милиционеры контролируют дисциплину патрульных, передают Вести.
В Сети появились скриншоты внутренней переписки в «Вайбере» одного из подразделений патрульной полиции Запорожья. «Куча фактов! Раскрытия нет. А вам самим не стыдно так работать и восемь тысяч получать? Видимо, два выходных — это много!.. Все забили на постановы. С меня спросят, а я спрошу с вас. Четыре часа дня и только одна постанова! И как это?» — раздает указания одна из патрульных в переписке в мессенджере.
Полицейские, судя по скринам, отчитываются по количеству составленных протоколов по каждой из статей, по которым останавливают водителей. Кроме того, на одном из скринов видно, что внутри патрульной полиции между ротами есть своеобразный рейтинг: кто на каком месте по количеству зафиксированных нарушений. Отставание в рейтинге копам также ставят на вид: мол, а были на первом месте, а теперь на третьем. По словам пресс-секретаря патрульной полиции Запорожья Юлии Шеймуховой, такой факт действительно был, и речь идет о телефоне командира роты.
«После того как появилась эта переписка, началась проверка в роте. Владелица телефона, с которого писались эти сообщения, предоставила его для проверки. Сейчас она еще продолжается», — рассказала Шеймухова.
Неофициально патрульные говорят, что планы на составление протоколов есть, но не у всех — чаще всего это инициатива отдельных командиров. «Когда наряд день простоял на проблемном участке и вернулся без протокола — такого быть не может. Командир не видит результатов работы, потому и принимает меры по повышению продуктивности и работоспособности роты», — рассказал источник в патрульной полиции.
По словам нашего собеседника, присутствие поста на проблемном участке действительно снижает статистику нарушений в разы, но установка планов ведет к превышению полномочий командиров и недовольству со стороны патрульных. Как следствие — внутренняя переписка становится достоянием общественности. Среди наиболее распространенных «планов» — протоколы за неправильную парковку, движение по полосе общественного транспорта и проезд на красный свет.
«Обычно делают ставку на пьяных за рулем. Опасная штука эти планы — ради очередной премии люди начинают превращаться в ищеек и охотников за головами. Останавливают даже тех, кто не пьян. И если с алкогольным проще: задул в трубочку — и все увидели результат, то с подозрением на наркотическое опьянение протокол составляем в любом случае: неважно, есть оно или нет. Там результаты будут только через некоторое время после сдачи анализов. Если экспертиза ничего не подтвердит, то права водителю вернут и протокол аннулируют. Но в статистику он все равно попадает, улучшая работу копов», — рассказал источник.
По его словам, например, в Киеве тех, кто не выполняет планы и привозит мало протоколов, могут отправить дежурить на столичный железнодорожный вокзал. «Туда — как наказание», — говорит источник.
Общественники также подтверждают: система штрафов и планы по составлению протоколов существуют. «У патрульных остро стоит проблема с отгулами. Хочешь отгул — протоколы по трем статьям должны быть. Кроме того, планы ставят больше, когда наступает пора отпусков», — рассказал активист Владимир Типило.
«Спустя пять месяцев после старта полиции в новых подразделениях установилась дедовщина и командиры стали унижать подчиненных. Тогда же появилась и система денежных штрафов и наказаний, которые не предусмотрены уставом, например, перевод в другую смену, лишение авто и т. д. Такая система наблюдается во многих областях, поскольку во главе их стоят бывшие милиционеры и они прекрасно знают, как показать хорошую службу. А хорошая служба — это чаще всего планы», — говорит директор Центра исследований правоохранительной деятельности Олег Мартыненко.
Официально в МВД уверяют: никаких разнарядок по планам нет, а если и есть, то за такое наказывают, как в Запорожье. «У нас нет такой практики, которая ранее была в ГАИ. Все подобные приказы по протоколам — собственная инициатива отдельных руководителей. По каждому такому случаю мы будем проводить проверки, и виновные понесут наказание», — сказал спикер патрульной полиции Украины Виктор Шеверда.