ОЧЕНЬ ПЛОХАЯ НОВОСТЬ, РОССИЯНЕ
Патриарх Московский и папа Римский не встречались никогда в истории, и вот такая встреча произошла 12 февраля в скромном аэропорту Гаваны. Что же изменилось в непримиримой РПЦ, что она пошла на такую ранее немыслимую встречу? Эта встреча символизирует начало новой «унии», которую ранее никто себе не мог представить. Если верить загадочному пророчеству в Фатиме, пересказанному тремя детьми-пастушками, то Россия должна начать обращаться в католическую веру именно в наше время.
Понятно, что католицизм — исторический конкурент православия, причем очень мощный, и вполне естественно было для православных лидеров ограждать свою «каноническую территорию» от опасных посягательств. На церковно-дипломатическом языке это называется «недопустимостью прозелитизма», то есть обращения в свою веру последователей других вер. И вдруг такой резкий поворот событий: то, что вчера считалось грехом предательства и даже вероотступничеством, сегодня таким уже не является. Сегодня обе церкви — «братья», достигшие констатации единства в вере и стремления к достижению в будущем единства.
Сегодня патриарх (вместе с папой) призывает своих подопечных на востоке Украины «воздерживаться от участия в противоборстве и не поддерживать дальнейшее развитие конфликта».
А ведь именно Кирилл является автором концепции «Русского мира», под знаменами которого на Донбасс выехали воевать на российских танках с православными же украинцами разного рода «русские православные армии» и «батальоны Матроны Московской». Так, что же они уйдут с Украины, услышав призыв Кирилла? Теперь любое участие донецких архиереев Московской патриархии в «освящении» оружия сепаратистов или принятии присяги боевиками будет входить в прямое противоречие с позицией их патриарха.
Сейчас антикатолическая активность православной общественности в России сошла, на нет, а РПЦ полностью влилась в путинскую «вертикаль власти». Патриарх может, действовать, сообразуясь лишь с волей Кремля и особо не оглядываясь на народ. А вот воля Кремля уже давно расположена к Ватикану, видя в нем «альтернативный центр» политического влияния в западном мире. Сейчас, когда Москва ищет себе союзников среди западных ультраконсерваторов, идея союза с папой, также проповедующим «традиционные ценности», становится привлекательной.
Первые попытки такого союза предпринял еще Никита Хрущев, предложивший через своего зятя Алексея Аджубея папе Иоанну XXIII установить дипотношения с СССР. Тот же Хрущев, которого сейчас принято считать гонителем РПЦ, благословил ее руководство сближаться с Ватиканом и направить своих представителей на Второй Ватиканский собор. Именно при Хрущеве возникло такое явление советской церковной жизни, как «никодимовщина», порождением которой является и патриарх Кирилл. Самым ярым сторонником «воссоединения» Русской православной и Римско-католической церквей за всю историю был митрополит Никодим (Ротов) — духовный отец и покровитель нынешнего патриарха Кирилла. В РПЦ МП широко распространено поверье, что он был тайным кардиналом, и пророчество блаженной Пелагеи Рязанской, обращенное к Никодиму: «Сдохнешь, как собака, у ног своего папы», таки сбылось. Митрополит действительно скончался в 48-летнем возрасте на приеме у папы Иоанна Павла I, который и сам скончался через несколько дней. В Ватикан Никодим ездил каждый год, причем с 1968-го стал брать с собой молодого Володю Гундяева, нынешнего патриарха. К католицизму митрополита Никодима прежде всего привлекало имевшееся у него представление о нем как о могущественной, строго дисциплинированной единой Церкви. Митрополит Никодим ни за что не хотел отрешиться от сложившегося у него убеждения! На него действовала внешность. С симпатиями к католицизму у Никодима переплеталось и весьма специфическое «богословие коммунизма». Он считал советский социалистический строй самым близким христианству и мечтал о могущественном православном СССР.
Кирилл, начавший свою карьеру в весьма юном возрасте, бывал на аудиенциях у папы не один раз. Последняя такая встреча состоялась за год до его вступления на патриарший престол, 7 декабря 2007 года, когда действующим папой был Бенедикт XVI. Из небольшого телесюжета, показанного Первым каналом, видно, как Кирилл принимает благословение папы и целует ему руку. По католическому учению — это знак признания особого статуса папы как епископа епископов — носителя четвертой степени священства, которой нет в православной церкви. Алексий II был не очень комфортным для Рима патриархом, и видно, в Ватикане именно тогда сделали ставку на Кирилла.
Нынешний патриарх не разделяет традиционный для православия взгляд на католиков как на еретиков. Запрет на молитву с еретиками, содержащийся в каноническом праве православной церкви, Кирилл относит только к молитвам со своими же, православными, но «раскольниками», а никак не к молитвам с католиками и протестантами. Поговаривают, что главный интерес Кремля состоит в использовании папы как посредника в нормализации отношений с Западом, в частности, в снятии санкций.
В процессе подготовки ко Всеправославному собору, созываемому на Крите в июне нынешнего года, патриарх Варфоломей заявил о необходимости присутствия на соборе папских легатов. Но Кирилл, в борьбе за Москву как Третий Рим, решил «сыграть на опережение» и стать ближе к папе и католикам, чем патриарх Варфоломей. По всему видно, что Путин с Кириллом решили сделать свой Третий Рим ближе к Первому, чем ко Второму. Что ж, католическая перспектива РПЦ весьма вероятна, тем более, что с мнением простых прихожан в РПЦ, как и в российском государстве, особо, никогда не считались.