Очередной сюрприз от Гройсмана: подорожает то, на чем не сэкономишь
Кабмин вчера заверил население, что новая методика стимулирующего тарифообразования (RAB-регулирования) для дистрибуции электроэнергии и передачи магистральными сетями не должна отразиться на счетах потребителей.
Чиновники считают, что модернизировать инфраструктуру облэнерго нужно, в том числе путем привлечения инвестиций, но делать это следует не за счет простых украинцев. И настоятельно рекомендуют независимому регулятору НКРЭКУ «тщательно изучить и при необходимости доработать» изданные нормативы, сообщает UBR.
Боязнь властей «потерять лицо» после обещаний, что повышение цен на свет с 1 марта 2017 года будет последним, понятна. Между тем, эксперты считают, что внедрение новой методики расчета тарифа на поставку электроэнергии неизбежно приведет к существенному повышению цен — сначала для промышленности, а потом и для населения.
Что такое RAB-тариф?
Как сообщалось ранее, НКРЭКУ 28 июля 2017 года завершила формирование нормативной базы по внедрению стимулирующего тарифа для передачи и распределения электроэнергии. По словам главы НКРЭКУ Дмитрия Вовка, соответствующие изменения были внесены в постановление комиссии от 23 июля 2013 года №1009.
При этом чиновник не привел конкретных данных о новой методологии тарифообразования и ее влиянии на тариф для облэнерго. А также не сообщил и о возможной дополнительной финансовой нагрузке на конечного потребителя.
Стимулирующий тариф или RAB-регулирование (Regulatory Asset Base — регулируемая база инвестированного капитала) предполагает рост дохода энергопоставляющей компании в зависимости от размеров ее инвестирования в сети.
«Надо понимать, что это не сам тариф, а формула его образования для естественной монополии, которой в том числе являются и облэнерго», — объяснил UBR.ua директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАНУ Валентин Землянский.
По его словам, сейчас тариф образуется по принципу «затраты плюс», то есть к своим затратам компания прибавляет свою прибыль и утверждает этот тариф у регулятора. Очевидно, что такая система не стимулирует облэнерго сокращать свои затраты коль скоро они все равно будут компенсированы за счет тарифа.
Поэтому в Европе применяется RAB-тариф, который также называют стимулирующим. В отличие от затратного метода, он утверждается не на один год, а на более долгий срок (3,5 и 8 лет).
Данный механизм предусматривает установление величины необходимого дохода (ставки доходности) компании на старые и новые активы. Регулятор собирается заложить в так называемое RAB-регулирование доходность для облэнерго на уровне 12,5% годовых. Причем, как на новую базу (речь идет об инвестициях в новые активы), так и на имеющиеся активы компаний (подстанции, линии передач и прочее).
Предполагается, что это мотивирует компанию модернизировать сети и сокращать потери в сетях. Идея проста: во-первых, чем больше база вложенного капитала, тем больше энергокомпания может получить денег с рынка в итоге. Во-вторых, при неизменном тарифе компания заинтересована в сокращении издержек, чтобы получить дополнительную прибыль.
Согласно позиции НКРЭКУ, переход на стимулирующее тарифообразованиепозволит привлечь инвестиции, повысить энергоэффективность, надежность и качество услуг, а в дальнейшем и снизить тарифы.
С одной стороны, через несколько лет рост доходов облэнерго остановится, поскольку необходимость в крупных инвестициях снизится. С другой — операционные затраты будут постоянно сокращаться. Следовательно, можно будет уменьшить тариф для потребителя.
Однако эксперты сомневаются, что украинские владельцы облэнерго будут вкладываться в развитие инфраструктуры. Ведь из 25 региональных энергораспределительных компаний 19 находятся в частной собственности.
Почему инвестировать не выгодно
По словам экспертов, эффективность функционирования RAB-тарифа зависит от ставки на старый и новый капитал. Это один из самых спорных вопросов. Второй камень преткновения на пути стимулирующего тарифообразования — стоимость энергии для населения. Насколько повысится тариф на электроэнергию для всех категорий потребителей после введения RAB-регулирования?
«Сама идея прогрессивна. Вопрос в том, как это отразится на потребителе. Любой переход должен быть постепенным, а у нас сразу поднимают тарифы в несколько раз. Как это произошло с газом. У потребителей нет денег платить по таким ценам за тепло и газ, правительству пришлось ввести субсидии. Теперь денег не хватает уже в бюджете и начинаются проблемы в расчетах, что в конечном итоге приводит к отключению объектов, как это было в Киеве с ТЭЦ-6», — заметил Землянский.
Руководитель аналитического департамента инвесткомпании Concorde Capital Александр Паращий считает, что никакого стимулирования инвестиций не произойдет. Прежде всего, потому что ставка доходности в размере 12,5% годовых даже не покрывает банковский процент для долгосрочных кредитов (19%) и будет вгонять компании в убытки. А собственных средств у энергораспределительных компаний никогда не было.
Деньги, которые будут поступать в виде 12,5% начислений на старые активы будут, как и прежде, выводиться из энергораспределяющих компаний.
«Нам всем хотят сдать в аренду облупленные трансформаторы и подгнившие телеграфные столбы за 12,5% годовых, да еще и по загадочной оценочной стоимости», — выссказался Паращий.
По его словам, нужно строить внятные модели, чтобы все понимали сколько можно заработать в будущем, а не зарабатывать на созданном в прошлом. Ранее предполагалось, что оценку активов облэнерго могут провести аудиторы из большой четверки. Но это также не гарантия справедливой оценки.
«Достаточно вспомнить недавний случай отлучения НБУ украинского подразделения PwC от аудита банков за недостоверный аудит «Приватбанка», — выразил сомнение сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.
Как может вырасти тариф
Как рассказал UBR.ua эксперт в области энергетики, бывший член НКРЭКУ Андрей Герус, ставка на старые активы — это доходность не на вложенный капитал, например, во время приватизации. А на активы, созданные либо за счет денег потребителей (через тарифы) или вовсе во времена СССР. Но ведь планируется, что получать доход будут нынешние акционеры, которые потратили на покупку актива, например, всего 500 млн грн. В то время как нынешняя его стоимость оценивается в 8 млрд грн.
Потому эксперт считает, что ставка доходности на старые активы должна быть значительно меньше 1-3%. Зато на новые активы она может быть на уровне ставки кредитования в 19%.
В конечном итоге, по словам эксперта, введение RAB-тарифа с единой ставкой 12,5% на все активы, может вылиться примерно в 30 млрд грн в год дополнительных расходов.
«С кого можно взять эти дополнительные средства? С населения, промышленности и бюджетных учреждений. Можно не трогать тарифы на свет для конечных потребителей, а перераспределить деньги от производителей электроэнергии в пользу энергоснабжающих организаций. То есть, для генерации тариф понизить, а для облэнерго — повысить.
Это сложно и неоднозначно, тем не менее, возможно», — заверил UBR.ua Андрей Герус.
Однако напомнил, что ставка доходности в 12,5% будет установлена на регуляторный период (три года). Какой она будет в дальнейшем пока сказать нельзя.
«Если не будут менять тариф для генерации, то там, где введут RAB-тариф, однозначно повысятся тарифы для конечных потребителей. Вырастут примерно на 30-40%. Со своей стороны, Нацкомиссия никаких расчетов не приводит», — сказал Герус.
По словам Дмитрия Марунича, если RAB-тарифы введут в нынешнем виде, то первыми пострадают энергоемкие предприятия из-за увеличения стоимости э/э на оптовом рынке.
«Повысится оптовая цена и тогда комиссия будет вынуждена поднять тариф для промышленности. Для населения повышение тарифа придется оформлять отдельным решением НКРЭКУ. Но до выборов власти не станут этого делать», — заверил Марунич.
Однако в таком случае, по словам эксперта, опять усилится перекрестное субсидирование промышленностью тарифов для населения, что противоречит целям закона о рынке электроэнергии.
Поэтому эксперт не исключает, что затея с RAB-тарифами повторит судьбу абонплаты за газ, которую сначала ввели, а затем отложили. Надежда на это содержится в презентации самой НКРЭКУ, где в резюме значится следующее: «рассмотрение решений о переходе на RAB-регулирование возможно только после проведения открытых слушаний с привлечением местных властей».