Одни неприятности: во что превратилась жизнь мирных жителей Донецка
Боевики не занимаются восстановлением города, а курс постоянно скачет
Вот уже второй год боевики так называемой «ДНР» усложняют жизнь простым людям. И речь не только о постоянных военных действиях, обстрелах, жертвах – сложности подстерегают жителей даже в мирной жизни. После начала оккупации простые, казалось бы, вещи стали недоступны. И вместо того чтобы хоть как-то облегчить жизнь людям, свести к минимуму негатив, боевики и преданные им чиновники постоянно преподносят какие-то неприятные сюрпризы.
Квартиру не продать
На днях жителей оккупированных городов и переселенцев шокировали «нововведения» в сфере продажи квартир. В т.н. «ДНР» решили не признавать законными все сделки по покупке-продаже жилья, совершенные после 11 мая 2014 года (день «референдума» в т.н. «ДНР». – авт.). Теперь все отчуждение недвижимости должно происходить только в правовом поле непризнанной республики. И все, что было после 11 мая подлежит перерегистрации у нотариусов т.н. «ДНР».
Покинувшие Донецк жители в ужасе – похоже, их квартирам в шахтерской столице грозит принудительная «национализация». Далеко не все хозяева могут вернуться, чтобы решить этот квартирный вопрос. Да и мало кто горит желанием переоформлять сделки у нотариусов непризнанных республик.
«Понятно, что ни один из этих документов (выданный т.н. «ДНР», – авт.), не будет иметь никакой юридической силы, – рассказал Сегодня.ua юрист Николай Лопушанский. – Есть вариант-многоходовка, который предполагает сделку по продаже квартиры в любом подконтрольном Украине городе, а новый владелец, если у него есть возможность, может приехать и зарегистрировать сделку в «ДНР». Просто ради того, чтобы жилье оставили в покое».
Запретят выезд бюджетникам
После того, как украинским чиновникам запретили пересекать линию разграничения, в Донецке тут же заговорили о подобном новшестве и для жителей, оставшихся на оккупированных территориях. Правда, как говорят дончане, боевики собираются запретить непросто выезд своим назначенным чиновникам, а всем бюджетникам – учителям, врачам и работникам других социальных сфер.
«Сейчас у нас в больнице только и обсуждают эту новость, говорят, что в соседней уже предупредили, что выезд на «большую землю» запрещен, – поделился хирург одной из больниц Донецка Дмитрий. – Как будут проверять пока не ясно, но поговаривают, что необходимо будет написать расписку. Собственно, после того как всех под угрозой увольнения загнали в общественное движение «Донецкая республика«, я уже не удивляюсь ничему».
Денег на ремонт нет, а на гуляния есть
Еще один неприятный момент: несмотря на клятвенные заверения и обещания восстановить разрушенное жилье, боевики делают вид, что в Донецке его нет. Объяснить по-другому, почему вот уже второй год десятки людей живут в полуразрушенных квартирах или домах с вылетевшими окнами, трудно.
«Я уже устала подавать многочисленные заявки на восстановление окон. И в министерства, и в «центр управления восстановлением» – все без толку. Говорят, нет денег. Но при этомденьги находятся на праздники-гулянки, на зарплаты чиновникам-дармоедам. Ведь у нас, на поселке шахты «Октябрьский рудник», ничего не сделано за два годы войны. Провода троллейбусные только срезали. А чтобы людям дома подправить – до этого ни у кого руки не доходят», – говорит дончанка Мария Жихарева.
Восстановление и реконструкция домов и дорог, капитальные или косметические ремонты зданий или подвижного состава ТТУ, не говоря уже о строительстве чего-то нового – все это можно забыть. Жителям Донецка остается только вспоминать былые времена, когда худо-бедно, но латались дыры на проезжей части, не побитой бронетехникой, а дома вдоль Университетской или Артема красились в смешные голубые, розовые и желтые цвета.
Фото: Соцсети
«Боимся не крутой тачки, а раздолбанного авто без номеров»
Впрочем, даже по полупустым и уже раздолбанным магистралям проехаться спокойно получается не всегда и не у всех дончан. Причиной тому – боевики-лихачи, считающие, что они – единственные участники движения.
«Раньше мы, видя крутой автомобиль, понимали, что за рулем – «мажор» какой-нибудь и лучше подождать, прежде чем переходить дорогу. Сейчас все наоборот: если видишь грязное, запыленное авто без номеров, бешено мчащееся по дороге, то надо бояться именно его. За рулем однозначно боевик, который ужасно спешит. Он даже не попытается затормозить, если что, так что надо держаться подальше от таких», – рассуждает студентка Анастасия Шилова.
«Сейчас не так часто встретишь на улицах танки или другую бронетехнику, а вот военные «Уралы» снуют туда-сюда в достаточном количестве, также много автомобилей с военными, черными номерами «ДНР». Носятся, наплевав на правила, – рассказывает автомобилист из Донецка Дмитрий Чернаков. – В городе что ни ДТП, так по вине пьяного «днровца» или же водитель «Урала» не справился с управлением. И им ничего не докажешь. Ясное дело, что как только случается подобная авария, так сразу приезжают автоматчики и начинают разборки устраивать. Конечно, ситуация разыгрывается не в пользу обычного».
Полиция, ГАИ, страховка – возможно, где-то это присутствует, но в Донецке – весьма виртуально. Так что хоть транспорта стало меньше – опасностей на дорогах прибавилось.
Фото: Соцсети
Игры с курсом и дыра в семейном бюджете
Неприятные сюрпризы сыплются на несчастных жителей Донецка как из рога изобилия. Когда в сентябре прошлого года оккупированные «ДНР» города и села перешли на рубли, сторонники «республики» затаили дыхание – Россия стала ближе! И даже на этом близость не закончилась – цены на все выросли и достигли если не московских, то как минимум тамбовских цифр.
Тут-то и вскрылся подвох. Курс рубля к гривне в зарплатах и пенсиях установили 2:1, а цены в магазинах и на рынках давно уже балансируют на грани 3:1, а то и 4:1. В итоге, красивые цифры зарплаты стали пшиком, а если считать по официальному курсу НБУ, то дончане стали получать чуть ли не в половину меньше прежнего.
«После того, как в «ДНР» перешли на рубли, семейный бюджет сильно прохудился, – сетует дончанка Полина Ивазова. – Я раньше получала 4000 гривен, а сейчас – 8000 рублей. Но цены, просто космические, все дороже на 30% чем том же Ростове. Даже те, кто в «ДНР» записался, теперь только ругаются из-за того, что им стали в рублях платить, хотя раньше, еще в прошлом году, получали в долларах. Про пенсионеров вообще молчу, им украинские пенсии также пересчитали 1 к 2. И многие сейчас получают едва 4000 рублей. Это получается где-то 1500 гривен в месяц на проживание, треть из которых тратится на коммуналку».
Фото: Соцсети
В ночных клубах посетителей запирают до пяти утра
Дончане до сих пор не могут толком привыкнуть к такому неудобству как комендантский час. Оправдала ли себя эта идея или нет – никто не знает. Но дончанам приходится постоянно посматривать на часы, особенно по вечерам.
«Чем ближе 23:00, тем труднее вызвать такси, не говоря уже о том, что общественный транспорт в это время уже не ходит. Идти домой пешком страшно. Говорят, в ночных клубах в 23:00 оставшихся посетителей запирают и открывают только в 5:00, когда комендантский час заканчивается. Не проверяла, но это запросто может быть, – поделилась жительница Киевского района Людмила Лащенко. – Комендантский час – вообще дикость какая-то. Вот работаю я до 8 вечера, и после работы на улицу выходишь – никого нет. Маршрутки, автобусы уже ходят крайне редко. В мирное время я за 20 минут до дома добирался, а теперь – к 9 часам прихожу. Магазины на районе тоже большинство не работают уже. Так что продуктов не купить, приходиться на обеде выскакивать за покупками».
Фото: Соцсети
«Мы стали людьми третьего сорта»
Закрытые магазины, буйный расцвет торговли с земли, блокпосты у линии разграничения с нескончаемыми очередями, русификация всего, что только можно при повальной безграмотности инициаторов русификации, радикальная пропаганда в школах и детских садах, постоянное упоминание войны, убийств, жертв, нагнетание истерии – далеко не полный список того, с чем пришлось столкнуться жителям Донецка.
«Мы стали людьми третьего сорта. Мы не можем выехать – к нам никто не может приехать. Мы работаем за копейки и тут же их относим в продуктовые магазины. По телевизору нас пытаются зомбировать, мол, сейчас хорошо – а придет Украина и всех перестреляет. К нам не едут артисты, певцы, художники. Новые фильмы мы смотрим в интернете, а не в кинотеатре. Стадионы пусты, концертные площадки поросли сорняками. Нас заставляют веселиться и придумывают нам постоянно какие-то праздники. Как же все устали от вашей «ДНР»!» – в сердцах выразил мнение дончанин Дмитрий Карпенко.