Около нуля: какую скорость гарантируют интернет-провайдеры
Интернет-провайдеры привыкли писать, что предоставляют интернет-доступ на скорости до 100 Мбит/с. Но никто не проверял реальных скоростей
Украинские интернет-провайдеры привыкли указывать в договорах с абонентами и на сайтах только максимальную скорость услуги. Как правило, компании пишут, что доступ ко всемирной сети осуществляется на скорости «до 100 Мбит/с».
Но так ли это на самом деле? И каковы нижние лимиты, если есть верхние?
Национальная комиссия по вопросам регулирования связи и информатизации (НКРСИ) обязала всех интернет-провайдеров с 1 января указывать в договорах с абонентами минимальную скорость доступа в сеть.
Зачем нужна минималка
Как объяснял глава НКРСИ Александр Животовский, комиссия сделала это, чтобы у провайдеров появился стимул инвестировать в инфраструктуру. «На рынке не было стандартов качества. Компании конкурировали только по цене. При этом достаточно было перебросить с крыши на крышу кабель и предложить абонентам этого дома скорость до 100 МБит/с», — разъясняет он.
Как считает Животовский, указание минимальной скорости должно стать для операторов, которые действительно постоянно инвестируют в инфраструктуру, конкурентным преимуществом. У них появится повод продавать интернет дороже, так как они смогут гарантировать большую скорость, чем те провайдеры, которые не инвестируют в развитие и поддержание сети. Таким образом, по задумке главы комиссии, цены на качественные услуги станут выше, и сам рынок, на котором царит демпинг, сдвинется с мертвой точки.
Провайдеры, проработав в новом году почти месяц, как и прогнозировалось, по-разному интерпретировали новую норму.
64 Кбит/с — новый эталон качества интернета?
Как сообщили ЛІГА.net в Укртелекоме, крупнейшем операторе на рынке скоростного интернета, компания установила нижний лимит на уровне 64 Кбит/с. «Эта скорость, как мы считаем, может быть достигнута на любом клиентском оборудовании при любых условиях и способах замера», — рассказывает директор по корпоративным коммуникациям Укртелекома Михаил Шуранов. Примечательно, что точно такую же минимальную скорость на услугу приема и передачи данных (64 Кбит/с) установил и еще один крупный интернет-провайдер — Воля.
Укртелеком и Воля оказывают услуги интернет-доступа на базе более старых технологий, чем большинство меньших игроков рынка. Стандарт ADSL первой компании и стандарт Docsis второй в скоростном плане заметно уступают современным оптоволоконным сетям, на базе которых работают более продвинутые игроки рынка.
Но почему-то оптоволоконные провайдеры, с которыми пообщалась ЛІГА.net, указали еще меньшую минималку. Директор интернет-провайдера Ланет Мариан Ивасюк говорит, что в договорах установили минималку на уровне 1 Кбит/с. «Ноль — это отсутствие услуги. А 1 кбит/с уже хотя бы измерить можно», — объясняет менеджер. Директор одного из юрлиц группы Триолан Вадим Сидоренко отмечает, что они, наоборот, решили указать в качестве минимально возможной нулевую скорость доступа. «Ведь если пропало электричество и сетевое оборудование не работает, кто-то кабель перерезал или у абонента Wi-Fi роутер завис, то какая может быть минимальная скорость? Только ноль! Все, кто скажут, что у них минимально возможная скорость выше нуля, или лгут, или не понимают», — рассуждает Сидоренко.
В Киевстаре, который является номером два по количеству интернет-абонентов и тоже предоставляет услугу на базе новых оптоволоконных сетей, вчера так и не смогли сказать, какую минимальную скорость указывают в договорах с начала года.
Есть и провайдеры, которые предпочли выкрутиться и вообще убрать из описания своих услуг слово «интернет». «Раньше некоторые писали, что скорость доступа к сети интернет — до 100 Мбит/с, сейчас пишут: скорость доступа в расчете на один порт оператора — до 100 Мбит/с», — рассказывает глава Интернет ассоциации Украины Александр Федиенко.
Как будут наказывать за ложь
Как регулятор будет контролировать выполнение операторами нового предписания? Александр Животовский говорит, что НКРСИ, разумеется, не сможет проверить, какую скорость указали в договорах все 4 000 телеком-операторов, которые есть в реестре. Поэтому комиссия будет руководствоваться объемом жалоб со стороны пользователей. Чем больше жалоб на несоответствие минималки, тем больше вероятность того, что к оператору придет проверка. Если компания не сможет устранить недостатки в предоставлении услуг, не будет реагировать на предписания комиссии, то после нескольких визитов проверяющих может встать вопрос об аннулировании лицензии.