Операция «Каренина»: кому выгодна блокада железной дороги на Донбассе
Активисты экономической блокады Донбасса перешли от слов к активным действиям. В зоне АТО ветераны добровольческих батальонов заблокировали железнодорожное сообщение с оккупированными территориями. По словам участников блокады, именно по рельсам идет самая активная торговля между Украиной и самопровозглашенными республиками. К чему приведет новый виток экономической изоляции, разбирался «Апостроф».
Где брать уголь
Напомним, что торговую войну боевикам дембеля батальонов «Донбасс» и «Айдар» объявили в конце декабря прошлого года. Ветераны поставили лидерам непризнанных республик ультиматум: либо полное освобождение украинских пленных, либо жесткая экономическая изоляция ОРДЛО. Боевики проигнорировали требования дембелей, поэтому ветераны и начали останавливать составы, которые пересекают линию соприкосновения.
Активисты блокады парализовали два участка железной дороги в Луганской области: ветку Луганск-Попасная в районе поселка Горское и станцию Светланово. Дембеля установили блокпосты прямо возле путей, поставили палатки, принесли буржуйки для обогрева, а сами пути заблокировали деревянными «ежами». Кроме того, активисты объявили в соцсетях сбор денег на вещи первой необходимости для штаба: дрова, карематы, спальники, колючую проволоку и продукты питания.
Ветераны утверждают, что ежедневно линию соприкосновения пересекают фуры и товарняки. В Украину из квазиреспублик попадают в основном энергоносители — уголь. В то же время, Украина, по версии дембелей, снабжает «ЛДНР» «запалами, порохом, детонаторами, металлами, запчастями для автомобилей, локомотивами, станками и множеством других товаров, которые повышают обороноспособность врага. Но и это еще не все. 47% от стоимости угля, который Украина закупает на оккупированных территориях, попадает в бюджет так называемых «народных республик», заявляют в штабе блокады.
Первый товарняк ветераны добробатов
Эксперты энергетического рынка отмечают, что говорить о возможных проблемах со светом и теплом в центре и на западе страны пока преждевременно, а вот жители Луганской области, которые получают тепло от ТЭС в городе Счастье, реально рискуют зимовать в темноте с холодными батареями.
«Риски действительно существуют, — говорит «Апострофу» директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский. – Если блокада продлится продолжительное время, более трех недель, и будут закрыты основные пути доставки угля на украинские ТЭС, то будут проблемы».
Опасения о том, что Луганская область может остаться без электричества выразил также и заместитель министра по вопросам оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Георгий Тука.
«Я считаю ее (блокаду – ред.) абсолютно незаконной, нецелесообразной. Та ветка, которая сейчас является заблокированной, это единственная ветка, по которой осуществляется снабжение углем Счастьинской ТЭС. Это единственный источник электроэнергии на территории всей Луганской области, альтернативы нет», – заявил Тука, призвав силовые структуры вмешаться в ситуацию.
Впрочем, сами участники блокады утверждают, что Счастьинскую ТЭС пока не отрезали от поставок энергоносителя.
«Уголь на сегодняшний день поставляется по линии со стороны Счастья и Старобельска. Эти ветки нами не перекрыты, — пояснил «Апострофу» второй командир батальона «Донбасс» Анатолий Виногродский. – Мы понимаем, что чиновники поставили нас в зависимость от своего бизнеса и оккупантов, поэтому мы очень пристально смотрим на этот уголь. Мы собираемся посетить дирекцию Счастьинской ТЭС и выяснить насколько времени у них осталось запасов угля и поставить им ультиматум со сроками выполнения с переходом на уголь из ЮАР или украинский».
В то же время глава Донецкой областной военно-гражданской администрации Павел Жебривский заявил, что торговлю с оккупированными территориями Донбасса нужно урегулировать законодательно.
«Готовы ли мы сегодня отказаться от угля, готовы ли закупать где-то, и по какой цене? Это раз. Второй вопрос — готовы ли мы к тому, что если не будем закупать тот уголь, то шахтеры, которые сегодня на шахтах работают и зарегистрированы тут, платят налоги тут, они останутся без работы. И у меня вопрос — а куда они пойдут?» — сказал Жебривский.
Но перейти на импортный уголь, по словам экспертов, действительно не так-то просто. «Взять дополнительные объемы антрацита, чтобы закрыть потребности ТЭС, пока особо негде. Например, чтобы заняться импортом антрацитов, нужно время, особенно, если это дальнее зарубежье: ЮАР, Новая Зеландия, США. Даже если заключить контракт сегодня, то первые поставки импортного угля придут в Украину к концу марта», — добавляет Землянский.
Один из участников блокады нардеп Семен Семенченко отмечает, что активисты готовы дать время украинской власти для подписания контрактов и транспортировки иностранного угля в Украину.
«Люди со штаба блокады сейчас ведут консультации со специалистами. У них есть разные варианты решения этого процесса. Как сделать так, чтобы прекратить финансировать терроризм, и жители остались при тепле и свете. Рабочее предложение следующее: берем 2-3 месяца. За это время прекращаем поставки всего кроме угля, и завозим корабли с углем из-за рубежа. Если это срывается, тогда все», — рассказал «Апострофу» парламентарий.
Однако дело не только во времени, но и в цене импортного топлива. «Мы уже эту ситуацию проходили, — говорит Землянский. – Не так легко подписывать эти контракты, а еще дополнительная маржа, то есть дополнительная финансовая нагрузка, которая пойдет при покупке за срочность и риски. Моментально пойдут премии к цене – 20-30 лишних долларов сверху будет однозначно».
Активисты предлагают еще одну альтернативу: модернизировать украинские электростанции, чтобы они могли «кормиться» марками угля, которые добываются на территории свободной части Украины. Таким образом, необходимость в антрацитах с оккупированного Донбасса просто отпадет. Экс-начальник штаба батальона «Айдар» Валентин Лихолит уверяет, что такую модернизацию можно было бы провести за 2-3 месяца, но украинская власть намеренно этого не делает, чтобы иметь возможность вести бизнес с оккупированными территориями.
«Почему за три года не переделали ТЭС под марки нашего угля, который добывается на нашей территории? Для этого нужно немного – миллиард долларов. Но это не выгодно, потому что во власти заинтересованы торговать с оккупированными территориями. Вы вдумайтесь, СБУ выдано 97 тысяч торговых разрешений. Конечно, боевики будут жить хорошо, ведь мы поднимаем их экономику. Война идет, а они богатеют. Наши парни сидят там в плену и возвращаются в гробах», — рассказал «Апострофу» Лихолит.
Директор института энергетических исследований Дмитрий Марунич говорит, что разговоры о быстрой модернизации электростанций — полное дилетантство.
«Я бы этим уважаемым людям посоветовал просто поехать и модернизировать электростанции за 2-3 месяца. Ни одну ТЭС модернизировать за 2-3 месяца невозможно. Кроме того, нужны деньги на такую модернизацию — и большие деньги. На один блок уйдут десятки миллионов гривен. Семенченко готов свои деньги вложить? Поставки угля из-за границы? Да не вопрос, это можно сделать, просто этот уголь получается существенно дороже, чем уголь, добытый в Украине. Поэтому если эти господа готовы заниматься модернизацией, импортом угля, они могут сделать это за свои деньги, вложить миллионы гривен и все это организовать. А сейчас они занимаются противоправной деятельностью, ведь блокада железнодорожных путей — это уголовно наказуемое дело. Почему власть молчит – большой вопрос», — подчеркнул Марунич.
Политический проект
Вопрос, почему «молчит власть», заинтересовал и «Апостроф». По факту блокирования железнодорожных путей, прокуратура Луганской области открыла уголовное дело по статье 279 «Блокирование транспортных коммуникаций». Санкция этой статьи предусматривает до 3 лет лишения свободы. Но дело есть, а внятного ответа от правоохранителей, собираются ли силовики пресекать правонарушение, так и нет. Например, в СБУ «Апострофу» посоветовали обратиться в полицию, а в пресс-службе полиции Луганской области нам рассказали, что никакой информации о том, как собираются поступать с активистами, у них нет.
Впрочем, силовой разгон ветеранов добробатов
«У нас нет конфликта с правоохранителями, — добавляет Виногродский. – Все, кто тут служат — это наши старые знакомые, с которыми мы вместе были в 2014 году».
Более того, участники блокады сами обратились в полицию. По их словам, грузовой состав, который они остановили, специально был направлен на активистов, а это уже «покушение на убийство группы лиц».
Также у ветеранов появился хороший «щит» из неприкосновенных нардепов от «Самопомощи»: Семена Семенченко, Тараса Пастуха, Павла Костенко и внефракционного Владимира Парасюка. Кстати, именно такое заступничество, по словам экспертов, указывает на то, что реальные цели блокады — политические.
«Это выгодно некоторым депутатам из «Самопомощи», которые понимают, что сейчас будет создаваться новый политический проект, в основу которого ляжет идея противопоставления себя Минским договоренностям и идея силового возврата Донбасса. Эта группа депутатов чудесно понимает, что в новый список «Самопомощи» они уже не попадут, поэтому и готовит такой политический проект. Но цель блокады только наполовину политическая, а наполовину еще и экономическая. Это проект, который направляет удар по Минэнерго, чтобы показать, что в Украину уголь на самом деле поступает не из ЮАР, а из оккупированных территорий. Таким образом получится, что Минэнерго врет», — пояснил «Апострофу» политолог Кость Бондаренко.
Активисты блокады отмечают, что в планах их штаба расширять формат изоляции оккупированных территорий, перекрывая участки железной дороги и трассы в Донецкой области.