Охотники за предателями: появятся ли в Украине свои «отряды смерти»?
После убийства в Москве главаря террористической организации «Оплот» Евгения Жилина в Украине снова заговорили о необходимости создания тайного спецотряда, который мог бы проводить ликвидацию многочисленных врагов государства, сбежавших от правосудия за рубеж.Такие предложения возникали и раньше, однако официально логического развития не получили.
«Обозреватель» попытался разобраться в том, насколько реально создать в Украине аналог израильской разведки Моссад.
Что говорит закон?
Проведение операций такого рода всегда налагает на организатора огромные риски. Поэтому перед отправкой бойцов на неконтролируемую властями территорию, а тем более за границу, правительству следовало озаботиться обеспечением законодательной базы, которая бы позволила Украине выйти сухой из воды в случае их провала.
«Если это будет организовываться на государственном уровне, то есть государство предпримет какие-то шаги для прикрытия и обеспечения деятельности бойцов, то это возможно. Но в случае самодеятельных операций, все это навлекает огромный риск на людей», — высказал мнение в комментарии «Обозревателю» эксперт Центра военно-политических исследований Константин Машовец.
Первые шаги по решению данной проблемы были сделаны Украиной еще в марте 2015 года, когда Верховная Рада приняла закон и внесла изменения в некоторые подзаконные акты о разведывательных органах. Это юридически обосновало проведение операций украинских разведслужб на временно оккупированных территориях и дало право внедряться в международные террористические группировки. Но пока неизвестно, насколько украинские спецподразделения успели воспользоваться открывшимися возможностями.
Кто и за какие деньги?
Как уже упоминалось выше, подобные операции весьма и весьма рискованны, а значит отправлять на подобные задания можно лишь тех людей, которые доказали свой высокий профессиональный уровень и способность действовать в нестандартных ситуациях.
По мнению экс-главы Службы внешней разведки, генерала Украины Николая Маломужа, для подготовки кадров такого уровня требуется много лет и огромные средства.
«Для создания такой структуры нужно подготовить квалифицированных сотрудников, на что уходят годы, ведь они должны очень глубоко знать территорию, иметь соответствующие навыки адаптации к этой местности. К тому же необходимо создавать базы, конспиративные квартиры, систему связи с центром и много еще чего. Это отнимет уйму времени и денег», — рассказал он.
В свою очередь военный эксперт, главный редактор сайта «Информационное сопротивление» Юрий Карин считает, что в Украине нет проблем с высококлассными офицерами, которым по плечу подобная работа, а главные риски кроются в другом.
«У нас сейчас общество настолько радикализировано, что под одну метлу могут попасть и военные преступники типа Гиви или Моторолы, и люди, которые договорились с властями и откупились от наказания. Как бы это не стало правовым беспределом. Да, такое наказание будет справедливым, но это очень опасная игра», — рассказал нам военный эксперт в комментарии.
Наш ответ «Ихтамнет»
Судя по тону опрошенных «Обозревателем» экспертов, в ближайшее время Украина вряд ли решится на проведение операций по ликвидации беглых преступников на неподконтрольной ей территории. Слишком уж высоки затраты и риск провала.
Впрочем, по словам военного эксперта Карина, в данной ситуации существует очень простая альтернатива, которая может помочь в решении проблемы.
«Эта идея вызывает большие сомнения с моральной точки зрения, но может сработать. Всем известно, что «матушка Россия» и оккупированный боевиками Донбасс это еще та уголовная клоака: безнадега, криминал, пьянство и тому подобное. Все это может нам пригодиться. То есть начать распространять среди подобных клиентов определенную информацию и выплачивать денежную премию за ликвидацию беглых преступников. Это наверное будет дешевле. Но опять же оптимальный вариант, чтобы все эти сволочи предстали перед судом. Мы ведь не Путин и живем в 21 веке», — заключил эксперт.
Источник: «Обозреватель«