Панфилов: Путину больше не на что заниматься пропагандой
Россия никогда не будет исключением, и истории всех диктатур всегда заканчивались одинаково – начинались с пропаганды, завершались сокращением финансирования пропаганды. Как информирует replyua.net, об этом в блоге на Крым. Реалии пишет Олег Панфилов, профессор грузинского университета Илии. По его словам, еще 16 лет назад Минфин России предлагал сократить финансирование государственных СМИ, и за эти годы власти РФ старательно уничтожали и практически уничтожили зачатки свободы слова, которые возникли еще во времена перестройки.
Панфилов отмечает, что Путин добил все «свободные» СМИ, однако не знает, как теперь поступать с разросшейся пропагандой. В далеком 2000 году президент РФ лил красивые речи не только для жителей России, но и для Запада, говоря о свободах и демократии, однако позже им был подписан документ, который ранее отказывался подписывать Ельцин, — утверждение Доктрины повлекло за собой уничтожение прав журналистов и населения, которое перестало получать правдивую информацию. Однако россияне тогда этого не замечали, пишет профессор, поскольку были слишком увлечены молодым президентом.
А Путин в это время очень быстро сориентировался и восстановил пропаганду в лучших ее проявлениях, как во времена Советского Союза, чуть позже появилась идеология «русский мир». Текст Доктрины информационной безопасности, которую принял Путин, вообще не скрывал планов новоиспеченного президента, и Панфилов приводит несколько отрывков из него, где говорится, что информация будет подаваться в интересах консолидации российского общества и общественного развития, духовного возрождения многонациональной России. Сначала там идут слова о достоверной информации, однако далее по тексту можно прочесть о том, что необходимо укреплять государственные СМИ, расширять возможности по своевременному информированию российских граждан, повышать эффективность информационных ресурсов.
По мнению Панфилова, написано в духе России – типа, мы даем вам много свобод, но они обернутся в итоге пропагандой. В настоящее время свобода слова в России продается и покупается государством, а не потребителями. У СМИ нет никакой конкуренции, борьбы за читателей и свободу слова. Панфилов напоминает, что в 2015 году на поддержку СМИ в региональных бюджетах было заложено больше 36 миллиардов рублей, а в 2014 году эта цифра была на три миллиарда меньше. В Москве на эти цели выделяли порядка 11 миллиардов — 0,7 процентов бюджета! Впрочем, лидерами по расходу бюджетных средств на СМИ тогда стали Якутия, Тюмень и Ямало-Ненецкий автономный округ. В прошлом году финансирование СМИ Путин начинает сокращать, поскольку санкции, введенные Западом, больно ударили по всем сферам. Не только банки и крупные предприятия ощутили последствия санкций, но и государственные СМИ, и на российскую пропаганду выделяют все меньше денег.
Сокращение расходов, пишет Панфилов, является очень тревожным сигналом для тех, кто поклоняется «русскому миру», и, если Путин исчезнет с экранов телевизоров хотя бы на пару месяцев, рейтинг обвалится сразу на несколько процентов. Однако страшнее даже не потеря популярности Путиным, а то, что СМИ долгое время подогревали величие процветающей России, которая в итоге оказалась в глубочайшем кризисе. Когда пропаганда закончится, разочарованные россияне могут очень жестко поступить по отношению к действующим российским властям. Последствия прекращения финансирования пропаганды прогнозировать очень сложно, отмечает эксперт, но процесс свертывания диктатуры Путина очевиден уже сейчас.