Почему Молдова проголосовала за пророссийского кандидата
Во втором туре на выборах президента наибольшие шансы на победу имеет Игорь Додон, который считает Крым российским. Украина уже отозвала своего посла
В это воскресенье Молдова впервые за 20 лет выбирала президента на всенародном голосовании. Через два с половиной года после того как Молдова получила безвизовый режим с ЕС и после почти 7-летнего правления различных «проевропейских коалиций», пророссийский кандидат Игорь Додон чуть было не победил уже в первом туре. Почти до самого конца подсчета голосов он получал более 50% поддержки и лишь на финише его результат опустился до 48%.
Кандидат от проевропейских сил Майя Санду отстает на 10%. 13 ноября она получит второй шанс, хотя, учитывая разрыв в числе голосов, шанс этот совсем небольшой.
«Страна» разбиралась почему в соседней стране побеждает кандидат, считающий Крым российским.
Как появились прямые выборы президента
Авторы конституционной реформы в марте этого года объясняли ее требованием участников массовых антиправительственных протестов, всколыхнувших Молдову в 2015-2016 годах. Но если прочитать их резолюцию, можно увидеть, что этого требования там нет. Да и бенефициар у реформы оказался совсем другой.
Норма об избрании президента в парламенте многократно становилась поводом для политического шантажа. Неоднократно парламент оказывался на грани роспуска из-за неспособности избрать президента абсолютным большинством голосов. Полномочия президента в парламентской республике Молдова очень ограничены — последний из них, Николай Тимофти, даже получил прозвище Тишайший. В марте 2016-го срок его полномочий как раз истекал.
В это время на улицах возобновились протесты, утихомирить которые смогла парламентская оппозиция, пообещав заблокировать выборы президента и спровоцировать роспуск парламента.
Но такому сценарию неожиданно помешала конституционная реформа. Прямые выборы президента спасли парламент от роспуска. Главным же выгодоприобретателем от этого стал влиятельнейший местный олигарх и политик Владимир Плахотнюк, который, собственно, и контролировал парламент. Самое интересное, что массовые протесты как пророссийских, так и проевропейских сил как раз и были направлены против парламента и Плахотнюка.
Но последний сумел провернуть сложную многоходовку. В итоге, и парламент сохранен и внимание народа отвлечено на выборы, где оба вышедших во второй тур кандидата для Плахотнюка не чужие. Но об этом чуть позже.
С 2015 года в Молдове продолжаются массовые акции протеста. Фото: welt.de
Почему в Молдове голосуют за пророссийского Додона
С момента обретения независимости левые идеи в Молдове (одной из самых бедных стран Европы) пользуются стабильной поддержкой. С 1998-го по 2014-й год Партия коммунистов республики Молдова являлась самой крупной в парламенте. Шесть раз на выборах ее депутаты одерживали победу, четырежды они формировали в парламенте однопартийное большинство. Два срока – с 2001 по 2009 год – президентом Молдовы был глава компартии Владимир Воронин.
«Север Молдовы традиционно, даже этнические украинцы, придерживается пророссийских взглядов. Большое количество проевропейски настроенных людей в свое время получили румынские паспорта, плюс сейчас безвизовый режим, и они просто просто уезжают – голосуют ногами. Остаются на родине те, кто был традиционно ориентирован на российский рынок, на поставки сельхозпродукции. Этот менталитет сохранился по сегодняшний день – что российский рынок проще, это не те критерии, которые устанавливают европейцы, это ближе по менталитету», – говорит доктор международного права, декан юрфака Свободного независимого института Молдовы Виталий Гамурарь.
Впрочем, было бы неправильно объяснять успех Додона одним только нежеланием молдаван улучшать изгиб огурцов для экспорта в ЕС. Значительную роль сыграли провалы проевропейских правительств последних лет в социальных вопросах. Много нареканий вызывали, в том числе, реформы Майи Санду в бытность ее министром просвещения, которая закрыла многие школы. Власть оптимизировала сеть медучреждений, в результате чего для широких слоев населения медицина стала менее доступной.
О повальной коррупции в Молдове можно сказать еще больше. Ее признают как главную проблему даже в ЕС и в США.
Последствия коррупционных афер вызывают эффект волн цунами. За несколько дней после известия о краже миллиарда из банковской системы страны (осуществленной, по мнению экспертов, с ведома и при участии властей) весной 2015 года национальная валюта обесценилась с 12 до 20 лей за доллар.
Комментируя ограбление банков Молдовы, посол ЕС в Кишиневе Пирка Тапиола сказал, ставшую сразу же знаменитой, фразу: «у меня нет ответа на вопрос, как можно украсть так много денег в такой маленькой стране».
«Масштабы этих ограблений свидетельствуют о глубоко укоренившейся коррупции и теневой олигархической власти, которые затрудняют американские и европейские усилия вытащить бывшую советскую республику из орбиты Москвы», — с сожалением констатировала в июне 2015 года The New York Times. Под «теневой олигархической власти» понимается, очевидно, олигарх Плахотнюк, который тотально контролирует политику и экономику страны.
При этом, ориентация на рынок ЕС себя не оправдала. Европейские товары завалили Молдову. А молдавские товары неконкурентноспособные в Европе, так как в ЕС сельское хозяйство субсидируется, в Молдове же фермеры берут дорогие кредиты. Российский рынок закрыт по политическим причинам и в его открытии многие и видят шанс на улучшение дел в экономике страны.
Поэтому популярность пророссийских сил в Молдове объяснима, хотя столь высокий результат Додона (почти 50%) удивил даже его сторонников.
Правда, надо понимать, что у президента Молдовы нет полномочий единолично принимать решения об изменении геополитического курса. И, похоже, избиратели это понимают. Один из них так объяснил свой выбор в разговоре с корреспондентом «Страны»: «Я ни капли не верю в обещания Додона улучшить отношения с Россией, но пусть проклятый Запад знает, что мы против него».
Откуда пришел Додон?
Глава Партии социалистов Игорь Додон, также как еще один пророссийский политик — мэр города Бельцы Ренато Усатый (лидер «Нашей партии»), заявили о себе после политического банкротства Партии коммунистов республики Молдова (ПКРМ).
В 2014-м в ПКРМ произошел раскол – несколько депутатов вышли из фракции коммунистов, обвинив лидера Воронина в сдаче интересов в пользу упомянутого выше Плахотнюка. На следующих выборах партия взяла рекордно низкие 17% голосов. А в 2015 году и без того оскудевшую фракцию коммунистов в новом созыве покинули 14 депутатов из 21-го.
«После того как ПКРМ отказалась от активной антиолигархической практики и от взаимодействия с Россией, она очень быстро провалилась на парламентских выборах в 2014 году, таким образом открыв ход Партии социалистов», — рассказывает бывший идеолог ПКРМ, депутат двух созывов Марк Ткачук.
После грехопадения ПКРМ в 14-15 годах их избиратели перетекли к Игорю Додону и к Ренато Усатому.
«Электорат социалистов традиционно был электоратом коммунистов. Мы его называем «красный пояс Молдовы» – это север и юг, Гагаузия, где на румынском языке не говорят и ориентированы пророссийски», — поясняет Гамурарь.
К нынешним выборам президента при помощи изменений в Конституцию (принятых по сомнительной процедуре) не допустили Ренато Усатого. Возглавляемая им «Наша партия» выдвинула другого кандидата, Дмитрия Чубашенко.
Таким образом, левый электорат на выборах президента выбирал между между Додоном и кандидатом от партии Усатого. И тут в пользу первого сыграл другой важнейший фактор.
Плахотнюк и Додон. Фото: Jurnal.md
Админресурс Плахотнюка
Предвыборная кампания лидеров президентской гонки сводилась к антиолигархической повестке с тем или иным геополитическим оттенком. Но хоть основные кандидаты и обещали после победы одолеть Плахотнюка, на самом деле оказались заинтересованы в его скрытой поддержке.
За несколько дней до выборов замглавы Демпартии Плахотнюк лично высказал поддержку Майи Санду. Однако, как полагают эксперты, поддержал он не только и не столько ее. Единственным свидетельством ее поддержки со стороны Плахотнюка можно считать то, что против Санду нет уголовного дела. Но этого бы не допустил Запад.
«Во-первых, они обещали американцам, что поддержат – они поддержали. Во-вторых, Плахотнюк умеет очень хорошо пользоваться своим антирейтингом. К кому он прикоснется – превращается в соляной столб», — говорит бывший идеолог ПКРМ Марк Ткачук.
В тоже время, свою порцию поддержки от Плахотнюка получил и Додон. Причем, возможно, она была даже более масштабной чем в пользу Санду. Молдавский журналист Павел Григорчук обратил внимание на результаты голосования в первом туре выборов в колониях, которые традиционно голосуют за партию власти.
«Когда Департамент пенитенциарных учреждений был в подчинении Филата (ныне заключенного экс-премьера, лидера Либерал-демократической партии Молдовы – Прим.ред.), заключенные голосовали по 90% за ЛДПМ. Сегодня же тюрьмы подконтрольны Демпартии (первый зампред которой – Плахотнюк – Прим.ред.), но, представляете, большинство заключенных голосуют за Додона. К примеру, в Криковской зоне №15 из 570 голосовавших 465 — за Додона. Так же в Криковской зоне, но уже №4, за Додона проголосовало 648 заключенных из 806-ти участвовавших в выборах. В других пенитенциариях ситуация схожая», – рассказал Григорчук «Стране».
Уже длительное время Додону гарантирована поддержка и отсутствие препятствий в медийных вопросах.
«После того как в 2012-ом году был закрыт оппозиционный телеканал NIT, давлению так же подверглись другие СМИ, как JurnalTV или TV7, которые не подчинены олигарху. В Молдове 80% телевизионного рынка принадлежит Плахотнюку — это семь телеканалов и примерно столько же радиостанций. Но в этот же момент странным образом формально оппозиционному политику Додону дали возможность приобрести (владельцами являются коллеги по партии) сразу два телеканала. Весной 2015-го Додон приобрёл телеканал Accent-TV, который при прежнем владельце подвергался штрафам и был забросан судебными исками провластных политиков, но после смены владельца у этого телеканала пропали какие-либо проблемы с властью. Лицензия на телеканал NTV-Moldova была выдана Корнелиу Фуркулице, депутату ПСРМ (партию Додона – Прим.ред.), в разгар зимних акций протеста 2016-го года, когда сам Додон водил людей по Кишинёву якобы для борьбы с режимом. В то время, когда другие левые политики, избравшие для себя борьбу с олигархом Плахотнюком, не могут открыть свои СМИ, подвергаются арестам, их снимают с выборов, а против их активистов возбуждают уголовные дела, Игорю Додону создавались комфортные условия для участия в выборах со своими собственными телеканалами и без каких-либо препятствий со стороны власти», — утверждает Григорчук.
В это время другой политик левого толка, лидер «Нашей партии» «Ренато Усатый, ранее отстраненный от президентской гонки, становится фигурантом уголовного дела о покушении на жизнь банкира Германа Горбунцова. На неделе, предшествовавшей выборам, суд постановил арестовать Усатого, который состоит с Плахотнюком в откровенно враждебных отношениях.
Додон в гостях у Путина. Фото: point.md
Зачем Плахотнюку пророссийский президент
При однозначной ориентации всех ветвей молдавской власти на Запад, будущее Пхаотнюка будет под большим вопросам. Вряд ли его всевластие будут долго терпеть европейцы, которые уже неоднократно делали по его поводу жесткие заявления. Единственная ценность молдавского олигарха для западных стран проявляется только на фоне российской угрозы, которую он будет сдерживать.
«То, как Плахотнюк вывел во второй тур двух своих кандидатов, свидетельствует о том, что он просто продолжает личную торговлю с Западом и с Россией. У него есть определенные требования к Востоку, которые должны были бы разрешиться в случае избрания Додона. Определенные требования к Западу: если изберете Майю Санду, не забывайте, что я был главным координатором», — объясняет Ткачук.
Правда, не исключено, что такую сложную игру Плахотнюка его зарубежные партнеры могут не понять.
Сразу после объявления результатов первого тура пресс-секретарь президента Украины Петра Порошенко (который ранее был в очень хороших отношениях с молдавским олигархом) сообщил о вызове в Киев «для консультаций» посла Украины в Молдове Ивана Гнатишина.
«Отзыв посла для консультаций — это в дипломатии очень серьезный жест, демонстрирующий несогласие государства с событием или решением, принятым в стране аккредитации посла, — поясняет источник «Страны» в дипломатических кругах. — В данном случае Украина реагирует на победу в первом туре выборов кандидата, который открыто не признает территориальную целостность Украины и выступает с пророссийских позиций. Сигнал, заложенный в этот жест — избрание такого кандидата президентом будет иметь негативные последствия для украинско-молдавских отношений».
Но, возможно, что и такой вариант Плахотнюком тоже просчитан.
Если Додон и возглавит государство, его полномочия будут ограничены представительскими функциями, и вряд ли приведут к серьезным геополитическим сдвигам. При этом вся полнота власти в Молдове по-прежнему будет сосредоточена в парламенте, подконтрольном Плахотнюку. Последний тогда предстанет в глазах Украины и Запада в качестве единственного человека, который удерживает Молдову от перехода под влияние России.
Чем закончится второй тур
С учетом того, что Додону не хватило для победы всего 2%, шансы на его победу во втором туре выглядят близкими к 100%. Тем более, что 6% набрал еще один пророссийский кандидат Чубашенко.
Теоретически можно предположить, что за счет мобилизации проевропейских избирателей и в самой Молдове и за границей, Санду сможет победить (тем более, что явка в первом туре была относительно небольшая — 49%, есть куда расти).
Также в ее пользу может сыграть раздрай между Додоном и Чубашенко. Последний не торопится призывать своих избирателей голосовать за лидера первого тура. Скорее наоборот.
«Некоторые социалисты говорят, что я помешал их кандидату Додону выиграть выборы с первого тура, хотя всем понятно, что это Плахотнюк сфальсифицировал выборы против меня и в пользу Додона. … Если вы договорились с Плахотнюком и решили идти с ним до конца, а он вас кинул с первым туром, при чем тут я? И если Додон не станет президентом — а Госдеп не допустит, чтобы он им стал — опять же, при чем тут я? Додон готов сказать, что он вытащит Усатого из международного розыска, в который его объявил Плахотнюк? Додон готов немедленно распустить парламент и объявить досрочные выборы? Если нет, при чем тут я? Идите сами вперед со своим Плахотнюком и не морочьте мне голову», — рассуждает Чубашенко у себя в Facebook.
Впрочем, столь сложные логические конструкции могут не произвести должного впечатления на его избирателей. И они проголосуют за идеологически более близкого Додона.
В Кишеневе ходят слухи, что в случае победы пророссийского кандидата соберется новый Майдан. Правда, пока достоверно неизвестно, что по этому поводу думает господин Плахотнюк.
Источник: «Страна«