Почему учителям и медикам месяцами задерживают зарплаты
Регионы трясет от скандалов из-за массовых невыплат зарплат бюджетникам. Дошло до того, что учителя в райцентрах бастуют и перекрывают трассы – на днях работники школ Рогатинского района, заблокировали дорогу Ивано-Франковск – Львов, требуя выплатить задолженность по зарплате за два месяца. Аналогичные неприятности в Смеле Черкасской области и в Городне — в Черниговской.
Объяснений тому существует несколько. Например, Институт образовательной аналитики при Минобразования в своем письме № 04-12/339 от 31 августа пришел к выводу, что выделенных в рамках образовательной субвенции (идет на выплату зарплат бюджетникам) недостаточно. По их подсчетам дефицит составляет 1,308 млрд грн. Правительство убеждает, что денег достаточно, и все они в полном размере и в срок отправляются в регионы. Проблема же на самом деле на местах. UBR.ua разбирался, почему учителя остались без зарплат, и когда перед людьми погасят долги.
Реформа децентрализации
В рамках бюджетной децентрализации государство перевело местным бюджетам отчисления по ряду налогов и сборов, но сократило отчисления по налогу на доходы физлиц. Так, если до реформы муниципалитеты получали 75% отчислений по НДФЛ + дотации, то сейчас – лишь 60%. При этом местные власти уверяют, что надежным источником доходов казны является лишь НДФЛ. А именно от него центральная власть и «откусила» в пользу госбюджета.
Взамен, правда, правительство начало выделять целевые субвенции на места, которые рассчитываются Минобразования и Минздравом. Таким образом, зарплаты бюджетникам платят местные власти, но с помощью субвенций из госбюджета. Вице-премьер Павел Розенко на днях заверил, что все отчисления из госбюджета на места сделаны, и проблему нужно искать там. Впрочем, эксперты в этом сомневаются.
«Все субвенции являются целевыми, и выплата зарплат – это обязанность государства. Местные чиновники не могут потратить целевую субвенцию на что-то другое, иначе просто сядут. Пока мы не увидим уголовные дела за нецелевое использование бюджетных средств, доверять заверениям правительства о том, что все было выделено на места, нельзя», — прокомментировал UBR.ua эксперт Фонда общественной инициативы Юрий Гаврилечко.
Вы держитесь, и хорошего вам настроения
С 2017 года, однако, целевая направленность государственных субвенций «сужена». За их счет местным властям уже нельзя покрывать затраты на коммунальные услуги, энергоносители и ремонт школ и медучреждений — они направляются только на зарплаты учителям и медикам. При этом зарплаты технического персонала школ (водители, уборщицы и т.д.) также перевели на баланс местных бюджетов. Из них же черпаются ресурсы на полное финансирование детских садиков, музыкальных, художественных и спортивных школ. Эксперты обращают внимание, что таким образом нарушается главная цель децентрализации — увеличение доходной части местных бюджетов.
«Уже второй год подряд на местные власти переложили всю нагрузку по содержанию школ, больниц, поликлиник. Но на все это нужны деньги, которых в местных бюджетах нет. При этом по доходной части доля местных бюджетов около 20%, а государственного – 80%, а по всем расходам на местные бюджеты приходится порядка 44-47%. Про сути, они полностью зависят от субвенции из госбюджета», — рассказал Юрий Гаврилечко.
А президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко и вовсе считает, что реформа децентрализации провалилась, поскольку все равно большую часть налогов собирает центр. Проблема в том, уверены эксперты, чтосредств из центрального бюджета выделено недостаточно.
Субвенции выделены, но не распределены
Впрочем, гипотезе тотального дефицита средств противоречит тот факт, что задержки отмечаются не в целом по области, а в отдельных населенных пунктах или районах.
Дело в том, что субвенции в этом году рассчитывают по новой формуле, но на основании старых данных. Причем, если прежде деньги бросали общим пакетом, а распределяли их уже на местах, то новая формула требует ювелирного подсчета — кому, где и сколько. Учитывая же, что процесс формирования объединенных территориальных общин в самом разгаре, их границы меняются, ошибки и диспропорции неизбежны. Где-то получатся излишки, а где-то может не хватать.
Такая ситуация, к примеру, сложилась в Черниговской области, департамент образования которой запросил дополнительно субвенции на 1 млн грн. для поселка Козелец, и 0,1 млн грн. — для Коропского района. При том, что на счетах самой Черниговской области оставались 18 млн грн. нераспределенной образовательной субвенции.
Так, в письме №07010-07-21/24561 от 20 сентября Минфин обращает внимание, что региональные власти имеют полное право направить эти средства на выплаты зарплат в муниципалитеты при согласовании с Министерством образования. И подсчитывает: по состоянию на 1 августа остались нераспределенными 7,1 млрд грн. образовательной субвенции.
Дополнительная дотация
Предусмотрело государство и средства из образовательной субвенции на хоззатраты. Павда, дополнительную дотацию в объеме 16,5 млрд грн. на расходы школ и больниц Минфин выделил не муниципалитетам напрямую, а в областные бюджеты с обязательством ее распределить между местными бюджетами. Решение вызвало немало критики: эксперты уверяли, что такой подход нарушает ключевой принцип децентрализации — громады должны напрямую выстраивать взаимоотношения с государственным бюджетом. А прокладка в виде ОГА лишь создает почву для коррупции.
«Министерства образования и здравоохранения сняли с себя ответственность: вы там внизу в регионах сами между собой разберетесь. Губернаторы должны были эти средства направлять туда, где они нужнее всего, в ручном режиме, но в реальности почти 50% из них оставили у себя и начали пускать на различные проекты капитального строительства, пролоббировав норму, что это деньги нецелевые, они не могут пойти на зарплату. И теперь нам премьер говорит: мы же вам дали 16,5 млрд грн. Плюс к этому у областной власти есть остатки дотации за 2017 году, которую оставили на возобновление материально-технической базы», — рассказал UBR.ua исполнительный директор Ассоциации городов Украины Александр Слобожан.
По его словам, правительство даже поручило главам областных госадминистраций провести переговоры с мэрами и выйти на компромисс в вопросе распределения дотации, однако большинство губернаторов назидания проигнорировали.
В осторожных официальных формулировках это высказывание подтверждает и вышеуказанное письмо Минфина.
«Считаем, что увеличение в текущем году расходов для бюджетов городов областного значения, районных бюджетов и бюджетов объединенных территориальных громад должно осуществляться за счет уменьшения расходов областного бюджета», — говорится в нем.
В итоге местные власти были вынуждены выделять средства на неотложные ремонты школ и больниц из своих доходов. И на зарплаты (если субвенции вдруг оказалось недостаточно) средств уже нет. По словам главы Ассоциации городов, более 400 муниципалитетов, которые жалуются на нехватку средств на зарплаты учителям и медикам, попросили у правительства либо обязать губернаторов направить «зависшие» средства дополнительной дотации на места, либо увеличить субвенции. А на 2019 год возложить функцию распределения дополнительной дотации в сумме 14,9 млрд грн. на профильные министерства. Власти же обещают до конца года разрешить ситуацию с долгами по зарплате.
Так или иначе, сложившаяся ситуация демонстрирует не только конфликт между региональными и муниципальными властями, о котором предупреждали еще год назад, но, возможно, также между губернаторами, которые представляют президентскую вертикаль, и правительством. Как бы то ни было, страдают от этого самые уязвимые слои населения.
«Реформу децентрализации делают по европейским лекалам. Но Европа по-другому строилась — там столетиями магдебургское право. Эти стандарты пытаются перенести в страну, которая долгие века была централизована, что в царской России, что в Советском Союзе. Это и приводит к таким перекосам», — прокомментировал UBR.ua экс министр по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Алексей Кучеренко.