Почему Украина не объявляет войну России
В Украине нет, наверное, никого, кто бы не слышал об идее скорейшего объявления войны России. Мол, президент и правительство — предатели, которые делают бизнес на крови патриотов, сдерживающих орды российских боевиков на Донбассе; в стране тысячи погибших, боевые действия скромно называются «антитеррористической операцией», Россия до сих пор на международном уровне не признана агрессором, и даже более того — продолжает оставаться торговым партнёром Украины.
Претензии совершенно справедливы, однако что предлагается взамен?
1. Выйти из Минского процесса
Минские договоренности — результат напуганности украинского руководства российской военной мощью. Это «мирный договор» на условиях агрессора, который, ко всему, никакой юридической силы не имеет — ни первый, ни второй Минск не были ратифицированы парламентами государств-подписчиков.
Минск — сугубо дипломатический процесс, который основан на зыбких условностях. Однако на нем уже держится фактически все международное внимание к войне между Украиной и Россией.
С подписанием Минска мир вздохнул спокойно, потому что теперь ему не нужно изобретать новые способы давления на агрессора — ведь все стало гораздо проще. Теперь это, формально, внутренний конфликт Украины, в котором Россия лишь помогает одной из сторон.
Таким образом, Минск — сделка, в определённой мере выгодная для всех сторон. Однако Кремль часть своей выгоды упустил, так как никто всерьез не считает ДНР-ЛНР самостоятельными политическими субъектами. А вот для украинского руководства определённые выгоды есть. Россия как не выполняла, так и не будет выполнять собственные условия, что даёт Киеву возможность совершенно легитимно «маневрировать», оттягивать время и всячески использовать ограниченность военных действий в свою пользу.
Достаточно удобная позиция: есть как возможность для укрепления позиций, так и международный противовес, сдерживающий российскую наглость. Все равно никто в Кремле не собирается выполнять Минск, потому что его эффект давно протух — не будет никакой зоны влияния на украинскую политику по завершению войны. Все стороны это понимают, но, как говорится, лицо надо держать. Украинскому руководству даже почти не надо врать — от этого Минска ему одна сплошная выгода.
Зачем тогда ему, спрашивается, из этого Минска выходить? Условия «мира» — отвод сил и средств, выборы, особый административный статус и прочее — никогда в реальности не будут выполнены, а все законодательные решения Украины на этот счёт больше похожи на дипломатический реверанс, который нужен чисто для протокола. Минск сейчас — ограничение для Кремля, которое он сам себе и сделал.
Конечно, по форме Минск это полнейшее предательство национальных интересов, поражение, прогиб под Россией и надругательство над гарантиями безопасности со стороны международного сообщества.
Многие всерьез полагают, что война в её текущем состоянии — это попытка вернуть утраченный Донбасс, восстановление поруганного национального достоинства и прочая чушь, в то время как в реальности удержание позиций — это единственная возможность не впустить врага вглубь страны. А какая, в общем-то, есть альтернатива?
2. Военное положение
Помимо всеобщей мобилизации, ограничений гражданских прав и прочих мер, принятых для ощетинивания штыками и орудиями, военное положение предполагает наличие ресурса, достаточного для выполнения всех этих задач. Это как устойчивый административный аппарат, так и материальная база, позволяющая кормить и обеспечивать армию, выросшую в десятки раз. Однако ни ломящихся от оружия и припасов складов, ни отточенного механизма работы военно-гражданских администраций, ни опыта конвенционной войны у Украины нет.
Некоторые сводят проблему необъявления военного полжения к теневому бизнесу с оккупантами, на котором неплохо зарабатывают крупнейшие финансово-промышленные группы страны. Но это на самом деле то, что разраслось в последствии необъявления войны.
Кое-кто и вовсе сводит сам факт войны к возможностям вести серый бизнес, но на самом деле это больше напоминает ситуацию, когда капиталист при разорении зажимает зарплаты подчиненным, пытаясь сохранить хоть какие-то деньги, и продает инвентарь «налево». Все же причины несколько более приземленные и очевидные, чем прибыльное, но дико рискованное предприятие.
Допустим, украинское руководство найдёт ресурсы для всеобщей мобилизации, готовые команды военных управленцев, и, наконец, введет военное положение. Но у этого всего должна быть какая-то стратегическая цель, оправдывающая затраты. Какая же это цель? Отвоевание Крыма и Донбасса? Едва ли это удастся, ведь у России и в «мирное» время для усиления своих фронтов сил и средств гораздо больше.
Вот тут мы и подходим к самому главному.
3. Объявление войны России
Не нужно быть экспертом, чтобы понять бесперспективность такого шага. В военном смысле Украина может стать для России шахидом в хорошо охраняемом месте. Если совершить подрыв и удастся, то его эффект вряд-ли себя оправдает. Враг быстро залижет раны, а вот мы с вами даже не сможем порадоваться царапинам на его толстой заднице — потому что нас не будет в живых.
Действительно, в идее объявления войны России больше идеологического удовлетворения, чем какой-то пользы. Если героически пойти «с штыками против неба», то все военные и политические достижения Украины, имеющиеся на сегодняшний день, будут моментально утеряны. Красиво и эффектно, но совершенно безответственно и глупо.
До сих пор Россия не вступила в открытую войну с Украиной по той простой причине, что есть и другие государства, чьи интересы заключаются в деэскалации этого конфликта. В перспективе они смогут смириться с аннексией Крыма, как беспрецедентным перекраивания границ в XXI веке, но перманентно тлеющий конфликт на украинском Донбассе, который каждый день рискует перейти в обостренную фазу и даже наступление, их не устраивает.
Если украинское руководство объявит войну России, то это будет либо демонстрация сил внутри границ, не переходящая в октрытое противостояние «странная война», либо разгром украинского фронта в течении нескольких суток и оккупация всего левого берега страны, если не больше. Как себя поведут при этом «западные партнеры» Украины — совершенно неизвестно, но зато предельно ясно, что запускать третью мировую войну в ситуации, когда можно пожертвовать одной страной ради 5-10 лет относительного спокойствия, никто не будет.
Вот почему Украина три года живет при полноценной позиционной войне, изредка переходящей в обостренную фазу, которая как бы и не война, а всего-лишь «антитеррористическая операция». Это одно из условий сохранения целостности и функциональности украинского государства — с конвенционной войной оно погубит само себя, и взамен него мы получим российское государство, которое не «такое же бандитско-олигархическое, как и всякое другое», а гораздо более страшное, нетерпимое, жестокое и готовое пойти на любое преступление против человечества, если в том будет потребность.
Что делать?
Вариантов действий достаточно много, так что бросаться всей страной на амбразуру определенно не стоит. Надо понимать, что международное сотрудничество, дипломатия и укрепление военных связей для Украины — самый оптимальный вариант. Но это вопросы к государству, которым мы, обычные люди, не управляем. Также все вышеперечисленное не является 100% гарантией от вторжения на тот случай, если Кремль запутается в своих играх или попросту психонет и пойдет ва-банк.
Но и нам есть чем заняться, заботясь о безопасности и усложнении жизни оккупантам на случай самого неприятного сценария. Если вы не действительный военнослужащий и не волонтер, но имеете желание поспособствовать защите Украины от удушающих щупалец русского фашизма, учитесь метко стрелять, осваивайте азы военной науки, изучайте типы вооружений и способы борьбы с ними и так далее. У нас есть достаточно много милитарных организаций, способных дать необходимые знания на тот случай, если Украину ждёт прорыв вражеских сил.
Фактически любой желающий может записаться в территориальную оборону по месту жительства — в её составе вы сможете защищать свой город или вести партизанскую борьбу в том случае, если наступление начнется не только на донбасском фронте, а по всей границе. Покамест это довольно молодая концепция обороны, требующая идей и живого участия энтузиастов, поэтому стоит поспешить.
Можно готовиться и полностью автономно, если вы не доверяете армии. Многие обладают легальным гражданским оружием, которое может сгодиться как боевое. Вообще, каждый способный и обученный доброволец будет на вес золота, независимо от того, как он предпочитает участвовать в сопротивлении. Следует быть подготовленным заранее.
Если мы выстоим, будущее страны будет уже в наших руках, и тогда вряд-ли старым-новым «лидерам» удастся обустроить выжившую страну под себя.