Подержанный автомобиль из Европы? Не хочу!
Поправки в закон о снижении акциза на ввоз подержанных авто не позволят разгуляться мечтам о «много и дешево». Но вполне могут появиться новые каналы ввоза машин в Украину – из Беларуси. В том числе – новых. Хотя, скорее всего, закон останется недействующим.
Петр Алексеевич объявил, что у него в кармане согласие депутатов на урезание льгот по закону о снижении акцизов на бывшие в употреблении автомобили, который вступает в силу с 1 августа. Так прямо и сказал, подписывая закон о снижении акцизов – что буквально 7 июля Рада проголосует за сужение возможностей ввозить много подержанных авто (ввезти можно, но только один раз за время действия закона и только лично покупателю). Мне один очень уважаемый эксперт предложил пари – что проголосуют. У меня уверенности на сей счет меньше. И попробую объяснить – почему.
Начнем с того, что такие договоренности всегда являются предметом торга. Что может предложить Петр Алексеевич в качестве благодарности за такое голосование? Да ничего. Этот закон не повышает доходы бюджета, не расширяет его полномочия. Выборы? Так до президентских еще почти три года. А парламентские… Говорят, что их не будет осенью. Хотя вот партии новые создают зачем-то. Не для того ж, чтобы их потом три года финансировать? Зачем же тогда незадолго перед выборами наступать на мозоль избирателям, которые жаждут автомобилей «дешево и много»?
Вообще-то Порошенко мог не подписывать закон о снижении акцизов, а просто вернуть его в Раду с замечаниями. И тогда депутатам, если они хотят угодить избирателям-автомобилистам, пришлось бы или преодолевать волю президента 2\3 голосов, или соглашаться с его поправками. Президент не стал вешать на себя ответственность за провал идеи о ввозе авто «много и дешево». Он переложил ее на депутатов.
Такая вот занимательная политология в поисках аргументов за голосование по поводу поправок.
Допустим, не нашлось аргументов за голосование по поводу ограничения возможностей закона о снижении акцизов. И депутаты его провалят ради того, чтобы с 1 августа закон начал работать без ограничений. Что тогда? А вот тогда, скорее всего, «все пойдет не так» по части права украинцев ввозить недорогие авто с пробегом.
Дело в том, что как раз сейчас допиливается Меморандум Украины Международному валютному фонду. И в том Меморандуме из одной версии в другую непременно перекочевывает бессмертный, как Дункан МкКлауд, такой пункт: «Мы будем воздерживаться от введения новых налоговых льгот». Так вот снижение акциза – это и есть налоговая льгота. Буду предельно циничен: не представляю аттракцион акцизной щедрости в условиях, когда правительство остро нуждается в займах МВФ и привязанных к ним других кредитах (облигации под гарантии США, к примеру – там есть четкое условие: нет кредита от МВФ – нет денег от Америки).
Более того: МВФ не раз озвучивал идею о том, что именно повышение акцизов является мощным инструментом для сбалансирования госбюджета. Ну, то есть: повышаем акцизы – пополняем бюджет, что тут неясного?
Так что у меня на первом месте стоит сценарий под названием «саботаж». То есть, когда де-юре с 1 августа закон о снижении акцизов на б/у авто есть, а возможности воспользоваться им – нет. Никакой. Или почти никакой. Ни в старом варианте, ни в варианте «один раз за 2,5 года ввезти и только самолично» (как предложено Раде проголосовать 7 июля). За счет каких-то налоговых или технических трюков со стороны властей. И не имеет никакого значения – проголосует Рада поправки или нет. Этот сценарий я полагаю самым вероятным.
Сценарий номер 2: все-таки примут поправки к закону о снижении акцизов — «один раз за 2,5 года ввезти и только самолично». В этом случае жду появления комиссионных площадок по торговле европейскими авто по ту сторону украино-белорусской границы. Посредник пригонит авто в соседнюю страну, покупатель прокатится без визы в Беларусь, в сопровождении «уполномоченного лица» перегонит машину на украинскую территорию – со всеми полагающими формальностями.
И вот тут начинается интересное. Ограничения на ввозимые авто (ЕВРО-5, не ниже) не позволят положить глаз на машины дешевле 7-8 тыс евро. Вместе с растаможкой и прочими издержками – цена перевалит прилично за 10 тыс евро. Пятилетняя машина класса С примерно за «десятку»? Ну не знаю, может, ее на киевском автобазаре поискать? Да, «европейки» имеют преимущества перед «соотечественницами» — правильные ТО, езда по гладким европейским дорогам, более мягкий климат. Но все же, стоит ли выделки овчинка? Если и стоит, то разве что для машин с большими движками.
А если под видом б/у машины попробуют ввезти совершенно новую машину, проведенную по документам как имеющую небольшой пробег? В принципе, при должной смекалке тут можно крепко сэкономить на уплате НДС – за счет игр с таможенной стоимостью.
Такие вот примерно фортели будут выкидывать при реализации сценария номер два. Хотите ввозить много? Да, на бабушек-дедушек – запросто. Продавать? Через год. Так что мы в этом случае не увидим массового выброса на рынок автомашин, ввезенных по закону о сниженном акцизе.
Сценарий номер 3 – это «мы так и не смогли ограничить уже одобренный закон о снижении акцизов». То есть, с 1 августа вступит в силу и реально начнет работать новый закон, что был накануне подписан Петром Порошенко, а предложенные им поправки — провалят. В этом случае механика действий покупателя будет примерно такой же, как и во втором сценарии. Разве что он сможет пригнать за период действия закона не одну машинку, а три штуки: купить за рубежом и продать две из них, оставив себе третью, например.
Вот именно сценарий номер три я считаю наименее вероятным. Его полноценная реализация – слишком большой подарок для покупателей. С какого перепуга? Госбюджету нужны деньги МВФ и других кредиторов. Не до дешевых авто.