«Неужели дождались?!» — первая реакция украинцев на новость о возможном увеличении минимальной зарплаты сразу в два раза была радостно-растроганной. Ведь ничего подобного в Украине не было с начала 90-х, да и то это сразу сводилось на нет гиперинфляцией, а сейчас вроде бы и гривна уже второй год никуда не падет. Многие даже решили, что кризис теперь остался позади, начали вновь строить планы на будущее, задумчиво перебирая в голове, что же именно нужно будет купить в первую очередь на выросшие доходы.




Но, как совершенно верно гласит мудрая народная поговорка, после рассудительного подсчета последствий такого «покращення», многие заплакали навзрыд, а у кого-то даже появились суицидальные мысли. Потому что последствия непродуманного предложения премьера Гройсмана о повышении «минималки» сразу до 3200 гривен может обернуться огромными проблемами для миллионов украинцев. Впрочем, а такими ли уж непродуманными?


Вот тебе, бабушка, и субсидия!

В первую очередь катастрофические последствия повышения минимальной зарплаты ощутят на себе миллионы получателей жилищно-коммунальных субсидий, которые просто их лишаться. Как так? Очень просто: еще весной нынешнего года правительство приняло постановление, согласно которому всем расчете субсидии всем трудоспособным украинцам, не имеющие официальных доходов (или доходов вообще) будет начисляться фиктивный доход в размере двух минимальных зарплат.



Сейчас это 2х1300=2600 гривен на человека. Что уже привело к тому, что многие украинцы не получили субсидию в летний период (в том числе на электричество), поскольку она начисляется на сумму коммунальных платежей свыше 15% от дохода (390 гривен). Если же с 1 января 2017 года минимальная зарплата вырастут до 3200 гривен, то таким гражданам будут начислять фиктивный доход в 6400 гривен! При таком уровне доходов (пусть и понарошку) субсидия начисляется уже лишь на сумму свыше 30% (1920 гривен).

Учитывая, что ожидаемый средний размер квартплаты (с отоплением) в зимний период составит 2-3 тысячи гривен, то это значит, что многие субсидии просто не получат – особенно те, у кого в семье живут двое и более человек с такими фиктивными доходами. Возьмем классическую украинскую семью кризисного периода: бабушку с пенсией в 1800 гривен, её неофициального подрабатывающего за 4 тысячи гривен сына, его не работающей жены и ребенка. Детишки не в счет, а вот на их папу и маму правительство начислит по 6400 гривен фиктивного дохода, и в сумме с бабушкиной пенсией этот составит аж 14 600 гривен на семью! Разумеется, что никакой субсидии они не получат, а вот платить 3 тысячи гривен за коммуналку им придется — после чего в реальности, а не понарошку, у них останется 2800 живых денег на четырех человек. Как вы думаете, на них можно прожить месяц?

Эта проблема куда более острая, чем декоммунизаций, евроинтеграция или вопрос «чей Крым?», речь идет о физическом выживании. И эта проблема коснется, без преувеличения, миллионов украинцев. Ведь согласно статистики, занятость трудоспособного населения Украины составляет всего лишь 52% (в 2013 году было 61%), то есть остальные 48% либо неофициально подрабатывают, либо являются безработными. Согласитесь, цифра чудовищная, практически каждый второй! Это резко контрастирует с официальным показателем безработицы, колеблющимся в районе 10% — но ведь он отражает лишь число зарегистрированных на бирже труда.

Разумеется не все из этих 48% безработные, большинство из них это «заробитчане», это реализаторы на рынках и строители, фрилансеры, неоформленные мелкие предприниматели. Тем не менее, у большинства из них реальный уровень доходов невысок, а теперь им будут начислять на каждого по 6400 гривен фиктивного дохода! На них и на незарегистрированных безработных, количество которых просто неизвестно – и которое может резко возрасти.

Когда 1600х2 равняется 0

Президент Порошенко, который всячески одобрил инициативу своего винницкого соратника, не без восторга завил о том, что повышение минимальной зарплаты коснется 4 миллионов украинцев, которые в настоящее время получают зарплату менее 1500 гривен в месяц. Откуда у президента такая статистка, и имеет ли он в виду официально работающих, сказать трудно – ведь Петр Алексеевич уточнять не стал. Но если так, то радоваться этому преждевременно, ведь еще неизвестно, как именно коснется их это новое «покращення».

Проблема в том, что далеко не все работодатели хотят или имеют возможность повысить зарплату своим работникам, и заставить их сделать это административным путем не лучший вариант решения проблемы, даже для бюджетников. Всё очень просто: фонды заработанной платы предприятий по одному лишь приказу правительства не вырастут, их нужно чем-то наполнять. И если денег на повышение зарплаты не найдут, а закон будет это требовать, то работодатели начнут решать вопрос двумя классическими способами. Первый — оформлять работников на полставки, при этом загружая их работой полностью. Второй – провести сокращения штатов на 50%, заставив остальную половину работников работать вдвое больше.

В итоге Украина получит несколько миллионов обозленных граждан. Одни из них будут проклинать работодателей за то, что те заставили их работать двое больше за те же деньги, другие за то, что их уволили. Отличное дополнение к другим миллионам, скрипящими зубами из-за повышения коммунальных тарифов и проблем с получением субсидий!

Однако мы забываем и о другом последствии повышения минимальной зарплаты – традиционного для Украины повышения цен. Которое происходит каждый раз, когда правительство еще только лишь заикается о намерении поднять зарплаты или пенсии. Причем, в Украине рост цен всегда намного опережает обещанный рост доходов громадян! И может так получится, что с 1 января будущего года магазины дружно начнут переписывать ценники, их поддержат базары, затем о повышении платы за проезд заговорят транспортники, ну а следом начнется и новое удорожание и тарифов – а вместе с этим начнет стремительно падать гривна, пробивая поток в 50 за доллар. И всё повышение доходов украинцев сведется к нулю!

Чтобы не наломать дров

Горький курьез этих пессимистических размышлений в том, что доходы украинцев повышать как раз необходимо, поскольку за два с лишним года кризиса они отстали от подорожания цен и тарифов в разы. Собственно говоря, проблема как раз в том, что правительство практически не повышало «минималку» с 2013 года, а теперь хочет за раз увеличить её двое! Что практически нереально ни для бюджета, ни для фондов зарплаты частных предприятий. А вот если бы «минималка» всё это время плавно росла, то и проблемы бы такой не стояло.

Это настолько очевидно, что возникают сомнения только в профессионализме, но и в адекватности правительства и поддерживающего его идея Гаранта. Они что, хотят окончательно развалить экономику?

Такое же впечатление возникает при возвращении к теме коммунальных субсидий: правительство не может не видеть, к чему приведет его затея. В данном случае следовало бы убрать норму начисления фиктивного дохода (две минимальные зарплаты) лицам не имеющим официального – хотя бы снизив её двое.

Вмешательства требует и положение частных предпринимателей, платящих единый налог: при оформлении субсидии им начисляют фиктивный доход в размере от двух до четырех минимальных зарплат (от 6400 до 12 800). Однако реальные доходы многих мелких «ЧПшников» намного меньше, и немало из них реально нуждаются в субсидиях. И это может привести к тому, что людям будет проще бросить легальный бизнес и зарегистрироваться безработными – потому что тем начисляют фиктивный доход в размере лишь одной минимальной зарплаты. В итоге вновь пострадает украинский малый бизнес, которого и без того постоянно мордуют сменяющие друг друга правительства.

Обнадеживает лишь то, что шансы принятия инициативы Гройсмана в Верховной Раде, даже с её поддержкой президентом, невелика – и может быть срезана под предлогом нехватки средств в бюджете (а их там действительно не хватает). В данном случае даже заядлые популисты понимают, что в нынешней ситуации это будет нетрадиционная подачка власти своим избирателям, а «подарок данайцев» похуже троянского коня!