«ПриватБанк» в любой момент может стать банкротом
За три рабочих дня НБУ признал неплатежеспособными три банка, которые «вдруг» стали банкротами. Попутно Минфин отметил наличие системных проблем в «Привате». На фоне сообщений и новых банках-банкротах это прозвучало довольно зловеще.
В общем, «очищение банковской системы», которое уже второй год не прекращает глава НБУ Гонтарева, может закончиться самым плачевным образом. Банкротство угрожает не отдельным банкам, а всей банковской системе. За два года Национальный банк признал банкротами 77 банков, треть от общего количества в банковской системе Украине.
Кроме мелких банков неплатежеспособными были признаны в том числе и банки, входящие в первую десятку банков Украины. Поэтому заявление министра финансов Александра Данилюка о системных проблемах «ПриватБанка» прозвучало то ли как угроза, то ли как предупреждение.
По банкроту в день
Майскую череду банкротств открыло решение НБУ о признании неплатежеспособным «Фидобанк«. Решение было оглашено 20 мая, и в тот же день появилось сообщение о проблемах банка «Михайловский«. Банк был признан неплатежеспособным после выходных, 23 мая. Однако этого, видимо, оказалось мало. Третьим банкротом стал «Смартбанк«, который был признан банкротом.
У банков, признанных НБУ банкротами, возможно, были проблемы, которые требовали вмешательства регулятора. Но метод, которым они были решены — признанием учреждений неплатежеспособными — говорит скорее о нежелании Нацбанка регулировать деятельность системы.
Политика НБУ по поддержанию стабильности национальной денежной единицы привела к трехкратной девальвации гривны, и как следствие к оттоку сбережений физлиц из банков. У банков, в свою очередь, возникли проблемы не только в связи с досрочной выдачей части депозитов, но и с падением объемов кредитования. А любой банк — это учреждение, которое, с одной стороны, привлекает депозиты под гарантированную «премию» в виде выплаты процентов по вкладу, а с другой — дает деньги в долг как физлицам, так и предприятиям в виде кредитов. Если нет спроса на кредиты, у банка нет дохода, остаются только расходы — выплата процентов по депозитам.
По данным НБУ, банковская система Украины в 2015 году получила 77,935 млрд грн убытка. При этом платежеспособные банки получили 71,891 млрд грн убытка, неплатежеспособные – 6,044 млрд грн убытка.
Попутно с убытками развивается кризис доверия к банковской системе. Не многие решатся доверить банкам свои деньги, если завтра банк вдруг станет банкротом. А для тех, кто еще сохраняет остатки доверия к украинским банкам, Нацбанк в любой момент может добавить «позитива в ленту» в виде сообщения о признании очередного банка банкротом.
Кто следующий?
Накануне признания банкротом «Фидобанка» стало известно о его проблемах с ликвидностью. Но Нацбанк не принял никаких мер по спасению банка, а лишь зафиксировал «финансовую смерть».
«Кажется, «усьо» «Фидобанку». Платежи юрлиц стоят несколько дней, депозиты физлицами не отдают. И, как всегда, «плодотворно» работают «реформаторы» из департамента банковского надзора НБУ — вместо того, чтобы ввести в банк временную администрацию, идет работа по переводу живых активов в «Евробанк», — написал журналист Александр Дубинский в Facebook.
Затем стало известно, что упомянутый в посте «Евробанк» получил надежного инвестора в лице брата президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, Болата. Стало известно, что НБУ, а затем и Антимонопольный комитет Украины согласовали сделку по покупке Болатом Назарбаевым 50% акций ПАО КБ «Евробанк». До сделки акции принадлежали ООО «Консалтинговая фирма «Финанс Аналит сервис», подконтрольной Александру Адаричу, собственнику «Фидобанка», признанного неплатежеспособным.
В ситуации с признанием банкротом банка «Михайловский» уровень скандальности решения был еще выше.
Тот же Александр Дубинский писал о высокой вероятности недружественного поглощения банка со стороны банка «Платинум». При этом банк «Михайловский» активно привлекал депозиты физлиц и кредитовал покупки в сети магазинов «Эльдорадо». Собственно, наличием привлекательного кредитного портфеля банк и оказался привлекательным.
Поэтому, по утверждению Дубинского, из «Михайловского» в «Платинум» эти кредиты были переведены, а депозиты, наоборот, выведены. «Михайловский» и «Эльдорадо» принадлежат бизнесмену Виктору Полищуку, и все, что он успел сделать — это «задним числом» перепродать долю компании, которая является учредителем банка, другим покупателям. Неизвестно, спасет ли это бизнес, но к НБУ в этой ситуации опять возникают вопросы.
«Смартбанк» был признан НБУ неплатежеспособным по причине непрозрачной структуры собственности. Правда, попутно стало известно, что на банк был покупатель, однако НБУ сделку не согласовал по формальным, хотя ее организацией занимался бывший запредседателя НБУ Александр Савченко.
Туман вокруг «Привата»
Помимо сообщений о банкротстве нескольких банков, в СМИ попало и заявление министра финансов Александра Данилюка о системных проблемах в «ПриватБанке», который принадлежит олигарху Игорю Коломойскому. По его словам, «Приват» использует все возможные способы, чтобы обойти регулирование.
«Национальный банк ставит их в очень жесткие рамки для того, чтобы они решили те системные проблемы, которые находятся в банке. Я не хочу их называть, их достаточно много», — сказал Данилюк. По его словам, финучреждение «не всегда хочет жить по нормам регулятора, однако другого выхода у банка нет».
Означает ли это заявление будущие проблемы самого крупного украинского банка?
Юрист Ростислав Кравец считает, что временную администрацию в «ПриватБанк» могут ввести в любой момент.
«На мой взгляд, «ПриватБанк» очень давно не исполняет своих обязательств перед клиентами и это подтверждается отчетными документами. Из отчетности Привата видно несоблюдение нормативов и норм законодательства, которые установлены НБУ. Поэтому, введение временной администрации в этот банк возможно в любой момент. Однако, с учетом того, что банк занимает значительную долю на рынке депозитов физических лиц и является крупнейшим коммерческим банком в Украине, никто не решается ввести временную администрацию и заставить «ПриватБанк» соблюдать законодательство», — сказал Кравец.
По его мнению, «ПриватБанк», пользуясь ситуацией, понимая, что он очень большой и никто в Украине не решится признать его неплатежеспособным, продолжает и дальше не исполнять нормативы и взятые на себя обязательства и, соответственно, подвергать угрозе средства вкладчиков и клиентов банка.
«Насколько мне известно, рассматривался вопрос дробления этого банка на более мелкие. В регистре судебных решений есть решение о возбуждении уголовных дел против должностных лиц банка, которые вывели порядка 19 миллиардов гривен рефинансирования за границу, поэтому проблемы в «ПриватБанке» действительно имеют системный характер, и если их не решить, они только усугубятся и поставят под угрозу довольно большое количество предприятий и нанесут громадный ущерб экономике Украины», — добавил юрист.
Если экономика Украины находится в кризисе, страдают все элементы системы. Сложно ожидать от банков беспроблемной работы в условиях сокращения экономики. Поэтому ответственность НБУ за надежность банковской системы только возрастает, хотя от регулятора уже давно ждут не зачистки рынка, а помощи его участникам.
Источник: РИА Новости Украина