Пульс доллара: от чего зависит курс гривни и как его предсказывать

Если ситуация в стране не ухудшится, гривня весной будет укрепляться

Несмотря на все усилия власти и Национального банка Украины, степень «долларизации» нашей экономики все еще остается очень высокой. Мы до сих пор пересчитываем цены и зарплаты в «твердой валюте», да и цены чутко реагируют на рост ее курса (причем снижение предпочитают не замечать). Правда, о зарплатах этого не скажешь, поэтому вопрос: «А что будет через пару месяцев с долларом?» для большинства остается актуальным.




К сожалению, эксперты дают самые противоречивые прогнозы. На специализированных сайтах забавно наблюдать своего рода голосование экспертов за тот или иной курс в будущем — например, за любой из вариантов (от 24—25 грн за доллар до более 30) горой стоит один или несколько экспертов. Так что, если вам для каких-то решений надо предвидеть курс «зеленого», придется следовать правилу «на эксперта надейся, а сам не плошай!», и учиться самостоятельно предсказывать скачки валют.


От чего зависит курс и каким он может быть в ближайшие месяцы, нам рассказали руководитель консалтинговой компании MPP Consulting Павел Мельник, ведущий эксперт информационно-аналитического центра FOREX CLUB в Украине Андрей Шевчишин и аналитик Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь.

МЕНЬШЕ ГАЗА — ГРИВНЯ СТАБИЛЬНЕЙ



Курс валют может держаться фактически силой, например, путем директивных указаний того же Нацбанка, установления различных жестких ограничений на операции с валютами и т. д. Тогда он зависит только от воли руководства страны. Этим путем курс доллара у нас годами держался на уровне около 8 грн. Но такая искусственная стабильность, как правило, очень дорого обходится экономике и обществу, поскольку приводит к накоплению различных дисбалансов. Просто расплата откладывается на некоторое время. И когда по каким-то причинам от директивного регулирования приходится отказываться, отпуская курс на волю, вместо обычного плавного ослабления национальной валюты происходит ее катастрофический обвал.

Второй способ формирования курса — за счет рыночных факторов, под влиянием изменения спроса и предложения на валюту. Если долларов на рынке в совокупности хотят купить больше, чем продать, доллар будет дорожать. Если наоборот — будет укрепляться национальная валюта.

Теплое время года на руку гривне — нужно меньше газа и больше металла.

ТОРГОВЛЯ. Традиционно основным источником поступления валюты в страну является экспорт товаров и услуг. А главным пожирателем ее — соответственно, импорт. Поэтому направление изменения курса в определенной временной перспективе можно пытаться спрогнозировать с помощью ожидаемых изменений в разнице объемов импорта и экспорта.

СЕЗОН. «Сильного роста доллара не предвидится, — говорит Павел Мельник. — Нам энергоносители уже не так нужны». С этим согласен и Александр Жолудь: «Если говорить о каком-то долговременном тренде, то это сезонное снижение импорта (в котором значительную долю составляет газ)». С другой стороны, весна приносит дополнительные возможности экспортерам. «Ждем сезонного увеличения экспорта из-за того, что у нас его четверть — это черные металлы, идущие на строительство (особенно активное с середины весны по середину осени). Соответственно, по текущему счету ожидается больше приток валюты, чем отток, по сравнению с зимой», — объясняет Александр Жолудь. Таким образом, чисто сезонные факторы должны способствовать укреплению гривни.

new_image_476

Колебания. Зависят от внешнеторгового баланса — соотношения спроса и предложения на валюту.

СУДЯ ПО «БИГ МАКУ», ВАЛЮТЕ — ДЕШЕВЕТЬ

Есть еще один серьезный аргумент в пользу того, что гривня в ближайшие месяцы может ожидать укрепление — курс доллара, рассчитанный по так называемому инфляционному паритету.

МЕТОД. Наверное, каждый из нас слышал об «индексе Биг Мака». Известный журнал The Economist сравнивает стоимость «Биг Мака» в различных странах, выраженную в национальных валютах, с 1986 года и таким образом определяет «реальные» (с точки зрения экспертов журнала) курсы валют. Этот подход выглядит не слишком серьезным, но за ним лежит вполне основательная теория паритета покупательной способности: на одну и ту же сумму денег, пересчитанную по текущему курсу в национальные валюты, в разных странах мира можно приобрести одно и то же количество товаров и услуг (не учитывая транспортные издержки и ограничения по перевозке).

Метод инфляционного паритета работает, исходя из предположения, что в разных странах потребительские корзины должны дорожать с примерно одинаковой скоростью — с учетом разницы в курсах. «Доллар будет стремиться к инфляционному паритету. Это законы экономики, — объясняет Павел Мельник. — Если у нас доллар будет превышать инфляционный паритет — соответственно, инфляция будет стараться ускориться. А если доллар будет в рамках инфляционного паритета, это как раз будет тот самый баланс. Тогда инфляция должна удержаться в рамках не выше 12% в год».

ОТКЛОНЕНИЯ. Впрочем, метод инфляционного паритета не учитывает ряда нюансов, поэтому отклонения реальных курсов валют от «паритетных» — обычное дело. Вопрос в том, насколько они велики. Павел Мельник утверждает, что пока эта разница — в пределах 10%, то есть все курсы адекватны. Если разница больше, есть искажения. Ну а разница в 50% и более говорит об очень крупном дисбалансе с риском резкого обвала курса (такое было в конце 2013 года). Прошлый год, по данным компании MPP Consulting, мы прожили с расхождением реального курса и «паритетного» в 9%. Таким образом, по расчетам компании MPP Consulting, на конец января этого года сбалансированный курс доллар-гривня должен был составлять 22,84. Если сравнить с текущим коммерческим курсом, получаем разницу примерно в 20%. «То есть гривня недооценена и продается дешевле, чем это должно быть, — говорит Павел Мельник. — Если наступит стабилизация и никаких форс-мажоров не будет, цена двинется к инфляционному паритету». Набрасываем «законные» 10% к паритетному курсу 22,84 — и получаем максимальную стоимость доллара 25,1 грн.

ДЕЛИМ ДЕНЬГИ И ЖДЕМ Е-КОШЕЛЬКИ

Существует еще один несложный метод, способный указать верхнюю границу курса доллара, выше которого он в нормальных условиях, без влияния панических настроений и спекулятивных игр, подниматься не должен. Если валюта — это товар, то максимальная цена этого товара зависит от того, сколько его может быть выброшено на рынок и сколько максимально денег за него могут предложить.

Падение курса доллара подтолкнет приход международных платежных систем.

ОЦЕНКА. В качестве первой величины берут объем золотовалютных резервов Нацбанка. На конец января (за февраль пока данных нет) он составлял $13,4 млрд. На самом деле, конечно, на рынок может быть выброшено гораздо больше — частными банками, компаниями и физическими лицами. Поэтому этот показатель заведомо занижен. В качестве максимальной суммы денег берут денежную базу, то есть все деньги, имеющиеся в стране. На конец января, по данным НБУ, это было 335,1 млрд грн. Этот показатель завышен — в том смысле, что ни при каких обстоятельствах среднестатистический гражданин не понесет последнюю гривню менять на доллар. Потом делят денежную базу на объем золотовалютных резервов и получают ту самую верхнюю границу курса. В нашем случае мы 335,1 млрд грн делим на $13,4 млрд и получаем 25 грн за доллар. Это и есть верхняя граница курса, в которую он должен укладываться. Удивительным образом эта граница совпадает с той, что получена методом инфляционного паритета. Но эту оценку вы вскоре сможете уточнить и сами — в ближайшие дни будут опубликованы более свежие данные по золотовалютным резервам и денежной базе.

ТОЛЧОК. Подтолкнуть доллар в направлении «правильной» цены могут и некоторые конкретные события, которые позволят, при желании, угадать динамику поведения курсов валют. Речь идет о реальном упрощении внешнеэкономической деятельности для простых граждан. Суть ее — в том, что в подавляющем большинстве стран жители могут продавать товары и услуги в интернете по всему миру и получать за них деньги с помощью международных платежных систем (наподобие PayPal). У нас до сих пор такой возможности нет — из-за формальных требований Нацбанка. В прошлом году Нацбанк таки пошел на поводу у прогресса и ввел упрощенный порядок регистрации международных систем интернет-расчетов. Но пока ни одна из основных систем официально в Украину не зашла. Это объясняют среди прочего тем, что даже либерализированный порядок их не очень и устраивает.

В начале марта должны состояться переговоры представителей Нацбанка и крупнейшей из платежной систем. Если они о чем-то договорятся — это будет серьезный толчок к снижению курса доллара. Просто потому, что практически сразу начнут расти объемы продаваемого товара из Украины за рубеж, а следовательно, и объемы поступления валюты.

ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ. Еще одно препятствие для массовой мелкой интернет-торговли — сложность оформления таможенной документации, вне зависимости от объема поставок. Если примут решение, что для мелких партий эти сложности отменяются, это станет мощным трамплином для развития и частных торговцев, и для мелкого бизнеса.

new_image2_512

Ограничения. Курс зависит от объема «зелени» и денег в стране.

НЕМНОГО ДЕГТЯ, ИЛИ ПОЧЕМУ КУРС МОЖЕТ ВЗМЫТЬ ВВЕРХ

Может возникнуть вопрос: раз все так замечательно, почему же среди экспертов есть те, кто ждет роста курса доллара выше 30 грн? Потому что все не так просто: кроме вышеперечисленных факторов, на курс могут влиять и другие.

ТОРМОЖЕНИЕ. Наша экономика встроена в мировую, а значит — во многом зависит от процессов, в ней происходящих. А там не все так безоблачно. «Сейчас на глобальных рынках активно обсуждаются риски рецессии экономики США и торможения глобальной экономики, которые могут привести к очередному витку спада спроса и цен на основных рынках присутствия украинского экспорта, — говорит Андрей Шевчишин. — В итоге это может стать новым ударом для наших экспортоориентированных предприятий и дополнительно подорвать их активность. Что будет отражаться спадом на украинской экономике и приведет к сокращению притока валюты».

Впрочем, от обсуждения рисков до самой рецессии — дистанция огромного размера. Волну обсуждения подняла публикация в Wall Street Journal, в которой по результатам опроса экономистов был сделан вывод, что риск рецессии в США на протяжении ближайших 12 месяцев вырос до 21%. То есть будет ли рецессия, бабушка сказала даже не надвое, а на пятеро. И уж шансов у нее повлиять на спрос на основные наши экспортные товары в ближайшие месяцы — совсем немного.

ЭСКАЛАЦИЯ. Но наши оптимистичные прогнозы во многом основаны на том, что должно или может произойти. В реальности же то, что происходит, не слишком радует. «Вероятность достижения уровней 30—30,5 грн за доллар США, при сохранении действующих тенденций во внешней торговле, а также внутренней экономической и политической активности, все еще достаточно высока, — говорит Андрей Шевчишин. — При этом есть вероятность и более существенного ослабления гривни — при эскалации конфликта на Донбассе либо развитии глобального кризиса и резкого ухудшения цен на мировых рынках. В то же время даже при самом оптимистичном сценарии мы не ожидаем укрепления курса гривни ниже 25 грн за доллар США в обозримом будущем».

Александр Жолудь согласен с тем, что прогнозы об укреплении гривни корректны только при отсутствии заметного роста спроса на валюту, которым обычно сопровождаются различные негативные или тревожные новости. «Надо понимать, что кроме тех вещей, которые мы можем как-то прогнозировать, есть достаточно большие риски, которые прогнозировать сложно. Их можно только описать», — говорит Александр Жолудь.

ДАВЛЕНИЕ. «Формируют давление на гривню и негативные девальвационные ожидания — типа политического кризиса, риска срыва реформ, туманных перспектив возобновления кредитования Украины со стороны МВФ или отсутствия инвестиционной активности. В свою очередь спрос на валюту активно реагирует на активность импорта, конкурентность цен импортных товаров и достаточность гривневой ликвидности, которая может повыситься в случае активного покрытия дефицита бюджета за счет эмиссии гривни», — рассказывает Андрей Шевчишин.

Вообще, с получением очередного транша МВФ связано много ожиданий. По мнению Александра Жолудя, если он действительно состоится в марте, как это в последний раз обещали, то это важно не только как непосредственное вливание валюты в экономику Украины. Это еще и сигнал прочим зарубежным финансовым институтам, которые в своей практике ориентируются на действия МВФ. Если МВФ дал деньги — значит, с этой страной можно иметь дело, и вслед за этими деньгами подтянутся и средства прочих финансовых организаций. Собственно, транш МВФ — это один из основных факторов, на основании которых Александр Жолудь говорит о возможном укреплении гривни. С другой стороны, ранее мы считали, что получим этот транш в феврале. Не получили, и теперь идет речь о марте. Не исключено, что потом заговорят об апреле или других месяцах.

Источник: «Сегодня»

 

Что думаете по этому поводу? Оставьте свой комментарий

Добавить комментарий