Реально ли наступление на Донбассе уже завтра?

Реально ли наступление на Донбассе уже завтра?

В последнее время представители украинской власти активно намекают и «случайно» проговариваются о возможности скорой «военно-дипломатической» операции по освобождению Донбасса. Очень хотелось бы верить, но анализ показывает, что вряд ли это может случится ранее весны 2018 года, когда пройдут президентские выборы в России. Почему такой пессимизм?




Потому что, мощь российской и украинской армий по-прежнему несопоставимы. Поэтому наши военные в любом случае будут принимать во внимание российские танки, которым от границы до Донецка 2 часа ходу. То есть, планирование военной операции возможно если только есть хоть какая-то уверенность, что Путин не введет войска.


А что может заставить его не вводить их, учитывая что перед выборами «маленькая победоносная война» ему даже полезна?

Первое – это угроза, что «маленькая победоносная» может обернуться большой и фатальной. Есть ли сейчас такая угроза? – Вряд ли, потому что если уж Путин ввяжется в открытую войну (а такое скрыть уже не получится, — не 2014 –й, Порошенко придется признать акт агрессии), то в случае перспективы поражения он задействует авиацию, а здесь наши силы несопоставимы.



Расчет на американские Джавелины тоже сомнителен, хотя бы потому что их еще никто не дал и вряд ли дадут, как минимум до встречи Трампа с Путиным, когда первый может разочароваться в последнем. Ну и против авиации они тоже… То есть, их может и дадут, но опять же для уничтожения боевой техники сепаратистов, а не для войны с Россией. В войне, по прежнему, ни Западная Европа, ни США – не заинтересованы.

Второе – если он сам решит, что донбасская авантюра забирает слишком много сил и денег, а овчинка не стоит выделки. Теоретически, на фоне беднеющего российского бюджета, он может прийти к такому решению, но явно не перед выборами. И если такое решение придет ему в голову, то сначала мы сможем наблюдать пропагандисткую кампанию в российских СМИ, рассказывающую о неблагодарности этих украинских сепаратистов, которых Россия кормила, помогала, а они оказались ворами, коррупционерами и вообще предателями «Русского мира».

Такой кампании на данный момент нет. А без нее, отказаться от поддержки «русскоязычных братьев» – значит ударить по своему имиджу. На такое Путин сейчас однозначно не пойдет.

Третье, что может заставить Путина проигнорировать военную операцию Украины по освобождению Донбасса, (и это наиболее реальный вариант) — настоятельная просьба Трампа с конкретным объяснением преимуществ такой линии поведения и четким обозначением ответственности за непонимание.

Опять же, — теоретически, такое может случиться, но пока этого точно не произошло, поскольку Трамп с Путиным лично не встречались, а дипломатической почтой такие сигналы не отправляются.

Более того, сейчас, как пишут американские СМИ, Трамп все еще питает иллюзии по поводу очередной «перезагрузки» отношений с Россией и лично Путина . Эти иллюзии могут исчезнуть, как минимум, не раньше личной встречи на полях G-20 через неделю.

Ну и в таком случае, мы тоже увидим разворот российской пропагандистской машины против сепаратистов…

Украина тоже вряд ли решится на такую операцию, как минимум без согласия на это США. А такого согласия нет, поскольку о нем  или сразу объявили бы, или, наоборот, жестко засекретили бы такую инфу. А поскольку Порошенко не встречался с Трампом в формате «с глазу на глаз», а только в присутствии послов, министров и журналистов, то секретов в больших компаниях не бывает. Да и украинские депутаты-министры-аналитики о таких секретах по телевизору не болтали бы.

К тому же нужно учитывать тот факт, что военную операцию однозначно не поддержит Германия. Тем более до выборов в сентябре. А Порошенко пока больше ориентируется на Германию, чем даже на США, — об этом свидетельствует его очередное заявление в Вашингтоне о безальтернативности Минских соглашений. И это после того, как госсекретарь Тиллерсон прозрачно намекнул о терпимости Вашингтона к любым форматам разрешения ситуации…

Тот факт, что Берлин не поддержит обострения конфликта с Россией подтверждает негативная реакция Германского МИДа и австрийского канцлера на санкции против РФ, законопроект о которых принял недавно американский Сенат. То есть, Берлину, к сожалению,  «Северный поток-2» явно приоритетнее, чем территориальная целостность Украины…

Поддержка же президента Макрона, хоть сама по себе и хороший сигнал, но самостоятельно мало что дает. Тем более, что в военном плане, ни Франция, ни Германия для Путина, который уважает только силу, –  авторитетами не являются.

Так что геополитический фон благоприятен для смены формата дипломатического решения конфликта на Донбассе (чем Порошенко упорно не хочет воспользоваться), но не военного.

С другой стороны, как заявил недавно депутат от БПП Иван Винник, «Сейчас статус кво изменился».

В 2014 году, по его словам, «у нас собственно, армии не было. Поэтому мы должны были считаться с мнением наших западных партнеров. А западные партнеры говорили, что ни в коем случае не идите ни на какую эскалацию против Российской федерации».  Сейчас же,  «статус кво изменился: выборы мы провели; западные партнеры нас поддержали — санкции применены, все, что нужно в контексте международной поддержки, включая безвиз, Украина получила; мы сформировали украинскую армию, которая сегодня способна оппонировать, по крайней мере сухопутной составляющей российской армии. Мы способны сегодня идти в наступление».

Учитывая, что говорилось это буквально на следующий день после заявления Турчинова, анонсирующего законопроект о смене формата АТО, когда этот документ очень мало кто видел, Винник выражал не только свои мысли и настроения. Не трудно догадаться – чьи. Но не Турчинов руководит войсками. Он всего лишь Секретарь СНБО, а не его Председатель. А пойдет ли на такой шаг Порошенко?

Если не будет хотя бы непубличных гарантий поддержки Запада и давления западных столиц на Путина – он однозначно не захочет оставаться один на один с Россией.

С другой стороны, Запад настолько устал от «украинской проблемы», что в случае ее успешного решения (даже ценой большой крови), закрыл бы глаза и на нарушение Минска и на что угодно – победителей не судят. Но если победы не будет?… Осторожный Порошенко, точно не пойдет на такой риск.

Да и внутриполитической пользы от прекращения войны на Донбассе сейчас, за два года до выборов, для Порошенко — нет…

Так с чем же тогда связаны многообещающие намеки власти и приближенных на скорое освобождение Донбасса, появляющиеся фоне заявлений о «расширении возможностей ВСУ» для «восстановления территориальной целостности»?

— Во-первых, это выражение настроений в определенной (и не маленькой) части истеблишмента Украины;

— Во-вторых, — создание общественного фона для давления на депутатов, которых власти нужно заставить принять законопроект, перераспределяющий веса в силовом блоке страны, практически в авральном режиме, то есть, без тщательного анализа.

-В-третьих, — коррекция в свою пользу общественного мнения, которое демонстрирует усталость от неэффективности действий власти по прекращению войны.

И в четвертых, — это может быть что-еще, что проявится только после публикации мифического законопроекта — то ли «о реинтеграции Донбасса», то ли «о восстановлении территориальной целостности»…

В общем, — ждем!

Ждем встречи Трампа с Путиным, ждем новостей из Рады, ждем… Однако, пока говорить о Хорватском варианте в ближайшее время – реальных предпосылок нет. Эскалация — возможна и даже выгодна обеим сторонам. Но большего, по крайней мере с украинской стороны, — можно не ожидать.

Источник: «ОстроВ«

Что думаете по этому поводу? Оставьте свой комментарий

Добавить комментарий