РФ на тропе «гибридной войны»: вслед за Украиной и Сирией «под прицел» попала Европа – эксперты
Россия проводит сразу несколько «гибридных» операций за рубежом, но в ближайшее время основной удар придется на ЕС, а сдерживают РФ США и внутренние проблемы, считают эксперты
Украина стала первой полноценной «гибридной» операцией РФ, но сегодня Москва как минимум проводит еще две «гибридные» операции – в Сирии и Европе. Везде применяются различные наборы инструментов, но преследуются одни и те же глобальные цели – закрепление за РФ статуса мировой державы, считают эксперты.
Недавно в своей статье «По опыту Сирии» начальник Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, генерал армии Валерий Герасимов заявил, что мир переходит в эпоху «гибридных войн». «Сегодня в эпоху глобализации, ослабления государственных границ, развития средств коммуникации важнейшим фактором стало изменение форм разрешения межгосударственных противоречий. В современных конфликтах все чаще акцент используемых методов борьбы смещается в сторону комплексного применения политических, экономических, информационных и других невоенных мер, реализуемых с опорой на военную силу. Это так называемые гибридные методы», – написал он.
Их содержание, по мнению Герасимова, заключается в достижении политических целей с минимальным вооруженным воздействием на противника – преимущественно за счет подрыва его военного и экономического потенциала, информационно-психологического давления, активной поддержки внутренней оппозиции, партизанских и диверсионных методов.
Такие методы Валерий Герасимов приписывает исключительно «коварному Западу», однако, как справедливо заметил советник президента Украины, директор Института стратегических исследований Владимир Горбулин, «имеем дело с очевидным психологическим явлением, которое называется «проекцией» – приписыванием каком оппоненту или другому лицу собственных черт характера (преимущественно негативных)».
В своей статье «Гибридная война: все только начинается…«, опубликованной в «Зеркале недели», Владимир Горбулин пишет, что РФ сегодня активно развивает и шлифует этот новый вид агрессии, проверяя, что и где работает эффективно, на ходу меняя направления удара.
Применение Россией гибридных методов войны НАТО признал еще в 2014 году. «Нашей главной проблемой является новый гибридный способ ведения боевых действий», – заявил главнокомандующий объединенными силами НАТО в Европе Филип Бридлав, комментируя ситуацию на Восточной Украине в интервью немецкой газете Die Welt am Sonntag, опубликованном в августе 2014. Тогда же он призвал страны Североатлантического альянса готовиться воевать с так называемыми «зелеными человечками».
«Наша новая обеспокоенность – гибридное ведение войны с помощью дипломатии, пропаганды, военных и экономики. Россия использует все эти элементы международной политики для совершения переворотов в других государствах», – отмечает генерал.
А в ежегодном докладе лондонского Международного института стратегических исследований (IISS), опубликованном, в феврале 2015, отмечается, что НАТО нужно как можно скорее найти ответ на «гибридную войну», которую ведет РФ на Донбассе, поскольку подобная угроза способна «за короткие сроки дестабилизировать западные государства».
Спектр методов, как отмечают эксперты IISS, исключительно широк – от партизанских акций и энерго-политических мер до ведения войны в киберпространстве.
Фактически, как говорит директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев, Россия является основоположником «гибридной войны». «Это российский ответ на вызовы 21-го столетия, ответ на гибридную ситуации самой РФ. С одной стороны, у нее геополитические амбиции СССР, а с другой капиталистический и глобализированный характер экономики, которая зависит от внешних финансов, рынков и торговли», – поясняет он Сегодня.ua.
«Гибридная» форма агрессии, вторжения или других операций по расшатыванию ситуации в тех-либо иных странах не дает возможность идентифицировать эти действия через международное право и соответственно адекватно реагировать, поясняет эксперт. «Если у вас нет четких формулировок, если ситуация мутная запутанна, смешанная – «гибридная», стало быть она плохо поддается международным правовым кодификациям», – отмечает Вадим Карасев.
И сейчас, по мнению Владимира Горбулина, мы наблюдаем, как минимум, три масштабные «гибридные» операции РФ, которые имеют много общего, несмотря на некоторую разницу во внешнем представлении: Украина, Сирия (Турция), Европейский Союз.
При этом эксперт признает, что России все чаще удается достигать синергетического эффекта на различных аренах гибридных противостояний, активизируя те или иные формы гибридной войны на других аренах. «Впрочем, как и говорили неоднократно различные эксперты, ничего принципиально нового в каждом конкретном элементе гибридной войны нет. Новым является, скорее, продуманная (чаще всего – заранее) взаимосвязь всех применяемых ассиметричных методов и интенсивность их использования для достижения стратегической цели», – пишет Владимир Горбулин.
Крым-Донбасс, или начало «гибридных» войн
Первой полноценной «гибридной» операцией России Фактически, по мнению экспертов, стала агрессия против Украины.
Более двух лет назад с помощью «зеленых человечков» Москва организовала так называемый «референдум» в Крыму, после чего присоединила полуостров. Долгое время российский президент Владимир Путин отрицал, что в событиях в Крыму февраля-марта 2014 года принимали участие российские военные. Однако позже он сам и признал, что давал указания по присоединению Крыма к РФ.
А Минобороны РФ даже учредило медаль «За возвращение Крыма». К этой медали среди прочих был представлен министр обороны России Сергей Шойгу и офицеры командования Черноморским флотом ВМФ России.
После «аннексии» Крыма РФ постаралась создать нестабильность в восточных областях Украины. Москва до сих пор отказывается признавать, что на Донбассе воюют регулярные части РФ, хотя и в Украине, и на Западе говорят об обратном.
В настоящее время поддерживаемые Россией боевики контролируют часть Донецкой и Луганской областей. Несмотря на договоренности о прекращения огня, украинские военные постоянно фиксируют обстрелы со стороны боевиков, а также попытки атаковать позиции Вооруженных сил Украины. Достигнуть реального прогресса в переговорах по политическому урегулирования пока не удается.
30 марта 2016 года немецкое издание Bild опубликовало результаты собственного журналистского расследования, в котором указывается, что оккупированный Донбасс напрямую управляется российскими чиновниками. И в настоящее время реализовывается план, который предусматривает создание марионеточного образования на Донбассе, чье будущее будет определяться исключительно в Москве.
Главной проблем в украинском вопросе сегодня для России являются санкции, который Запад ввел сначала в ответ на аннексию Крыма, а в последствие усилил в связи с агрессией на Донбассе. Летом в ЕС будут решать, продлевать санкции или нет. И как неоднократно заявляли эксперты, к тому времени Москва постарается сделать все, чтобы если не добиться снятия, то, по крайней мере, ослабить санкционную петлю.
Именно «снятия санкций» при сохранении контроля над Донбассом и Крымом, как отмечают эксперты, и является одной (но далеко не единственной) целью и задачей остальных «гибридных» операций РФ.
Сирийская кампания
В октябре прошлого года РФ решила напрямую вмешаться в конфликт Сирии. Официально об этом Кремль попросил сирийский президент Башар Асад. В Сирию была переброшена авиационная группировка Воздушно-космических сил РФ. Москва неоднократно утверждал, что ее авиация бомбит позиции «Исламского государства». Однако на деле большинство ударов приходилось на позиции умеренной оппозиции, которая воевала с Асадом.
После того, как в феврале 2016 года США, РФ и другие участники переговоров достигли соглашения о прекращении огня и начале политического диалога. Президент РФ Владимир Путин отдал приказ по выводу части российских сил из Сирии.
Министр обороны РФ Шойгу награждает пилота за участие в сирийской операции. Фото: AFP
По мнению экспертов, в Сирии России удаль достаточно малыми силами достичь ряда важных целей. «В частности, удалось сохранить режим Асада, в 2012-2013 года его уже списывали со счетов. Также удалось ограничить влияние Турции в регионе. Это и демонстрация военной силы России. Военная сила показала, что Россия остается военной супердержавой, хотя и экономическим карликом. В условиях, когда растет влияние военной геополитики в мире, это достаточно серьезный фактор влияния на ситуацию на Ближнем Востоке», – отмечает Вадим Карасев.
Но даже после вывода большей части авигруппировки военное присутствие РФ в Сирии остается. «Наши пункты базирования в Сирии Тартус и Хмеймим, личный состав которых продолжит здесь службу, надежно защищены с суши, моря и воздуха. Все компоненты развернутой системы противовоздушной обороны, включая комплексы ближнего действия «Панцирь-С» и дальнего действия «Триумф» С-400 будут нести постоянное боевое дежурство», – заявил президент Владимир Путин.
И сейчас, как отмечает экс-замглавы Генштаба ВСУ Игорь Романенко, РФ в любой момент может нарастить свое присутствие в этой стране. «Они оставляют авиационную базу (Хмеймим под Латакией), которой до начала операции у них вообще не было. Пункты управления, координационную группу, они все это там оставляют. Из небольшого пункта обеспечения ВМФ РФ (Тартус) они делают морскую базу с численностью около тысячи человек. А было несколько десятков», – пояснил он Сегодня.ua.
В то же время прямой увязки между Сирией и Украиной России добиться не удалось, отмечает Вадим Карасев. «Нет прямой связи кейса Сирии с Крымом и Донбассом. Но, тем не менее, некоторое смягчение позиции Запада по отношении к РФ.
«Покорение» Европы
И сегодня, как считает директор центра политического анализа «Стратагема» Юрий Романенко, в вопросе снятия санкций Москва делает ставку на расшатывание ситуации в самой Европе.
«Поскольку западный лагерь выступит единым фронтом (в вопросе санкций). Основной удар со стороны русских приходиться именно на Европу, потому что она является более разобщенной менее управляемой, и, по сути, представляет конгломерат различных государств и групп, влияния которых легче раздробить», – поясняет он Сегодня.ua.
Немаловажную роль в дестабилизации ситуации в Европе играет миграционный кризис. По данным Евростата, общее количество беженцев, подавших прошение об убежище в 2015 году, превысило 1,2 млн человек, что в два раза больше, чем годом ранее.
«Эмигрантский кризис», когда огромное количество беженцев с Ближнего Востока, гонимых сирийской войной, двинулось в направлении Европы, загнал европейские столицы в сложную ситуацию и надолго отвлек их внимание от других проблем. В том числе и потому, что этот внешний по форме кризис породил серию глубоких кризисов внутренних – жесткой дискуссии о границах (внутренних и внешних) ЕС, о том, кто и как должен расселять беженцев, что с ними делать дальше, как ЕС должен реагировать на этот кризис в целом. Все это способствовало росту влияния радикальных националистических групп и партий, местами уже конвертируют его в политические дивиденды», – пишет Владимир Горбулин.
Западные лидеры неоднократно заявляли, что своими бомбардировками в Сирии Россия намеренно провоцирует наплыв беженцев в Европу, а в некоторых СМИ появлялась информация, что Россия по нелегальным каналам помогает в транспортировке мигрантов в ЕС.
Ситуация усугубляется ростом террористической угрозы Европе. Кроме того, ЕС пока так и не может выйти из затянувшейся рецессии.
На всех этих факторах и пытается играть Москва, отмечают эксперты. «России выгоднее перейти на формат прямых взаимоотношений с Германией, Францией, Италией. Брюссельская Европа для нее является конкурентом и врагом, поэтому русские стараются всячески расшатать ситуацию и играют на то, чтобы усилить позиции радикальных правых и левых сил. Тех субъектов, которые выступают против Брюсселя. Это очень хорошо видно», – отмечает Юрий Романенко.
Лидер французских националистов Марин Ле Пен на встрече с председателем Госдумы Сергеем Нарышкиным в Москве. Фото: pnp.ru
Ситуация усугубляется тем, что пока в ЕС не выработали эффективного противодействия на новые вызовы. «Запад всегда очень долго разворачивается, поскольку там множество институтов, взаимодействие между которыми требует координации, требует времени и пр. Кроме того. Европа имеет различные векторы проецирования своего внимания. Если Германия боле ориентирована на Восток и Центр Европы, то Франция ориентирована на Юг – в Африку, где у них традиционные интересы. Нужно понимать, что у очень многих стран Европы противоположные нашим интересы», – добавил Юрий Романенко.
Что сдерживает РФ, и какая судьба ждет Украину
При этом, как отмечают эксперты, несмотря на то, что РФ довольно эффективно использует «гибридные» методы воздействия на Запад, остается целый ряд серьезных факторов, которые сдерживают Москву.
Россия не хочет и боится оказаться в геополитической изоляции, отмечает Вадим Карасев. «У них задача, не стать большой Северной Кореей, а на равных с Западом участвовать в конструировании мирового порядка 21 века», – пояснил он.
Кроме того, россиян сдерживают США и зависимость РФ от западных финансов, отмечает Юрий Романенко. «Позиции РФ шаткие. Как только изменилась конъюнктура цен на углеводороды, как только были введены санкции и прекратился доступ к финансам западных банков, пошли серьезные дисбалансы. Внутренние ресурсы РФ использует неэффективно и, фактически превратилась в сырьевой придаток мирового ядра», – сказал он.
По мнению Юрия Романенко, Россия находится в точно такой же, как и Украина революционной ситуации. «Дисбаланс в экономике дает предпосылки для опрокидывания в последующие годы такой модели, точно также как и в Украине. На постсоветском пространстве тот, кто быстрее войдет в революцию, и быстрее из нее выйдет, тот и будет выступать в качестве флагмана и формировать новый порядок в Восточной Европе. И в этом плане для Украины есть хорошие перспективы, точно также как и для РФ, если она, войдя в революцию позже, раньше из нее выйдет», – считает эксперт.