Роттердамские приключения Лещенко и Ляшко
Для наших политиков гораздо проще и выгодней навесить очередные ярлыки и громко кричать «Зрада!».
Политические заявления Сергея Лещенко и Олега Ляшко по поводу формульного подхода в определении стоимости угля являются иллюстрацией того, во что могут превратить экспертную дискуссию пафосные дилетанты.
Последние дни блогосферу разрывает заочная перепалка Сергея Лещенко и Олега Ляшко. Сначала Лещенко назвал Ляшко выгодополучателем формулы «Роттердам+»: «Я долго думал, что формуле «Роттердам+» не хватает еще одной части уравнения. И теперь она проявилась. Она звучит «Роттердам + Ляшко». По мнению народного депутата, «уголь для ТЭС идет из оккупированных территорий по формуле, якобы он куплен на бирже в Нидерландах и потом доставлен в Украину».
Затем, Ляшко, не долго думая, заявил что «»Роттердам плюс» — это «утвержденная НКРЕ коррупционная формула стоимости угля, которая ложится в цену электроэнергии для граждан. Вместо объективного регулирования тарифов, глава НКРЭ Вовк устанавливает их в ручном режиме по команде из администрации Президента».
Ну что сказать? Если коротко — не правы оба. Неправы в малом и большом. В малом, поскольку даже приблизительно не понимают как и зачем работает «Роттердам+». Лещенко, к примеру, ухитрился в одном предложении ошибиться дважды. Во-первых, уголь из неконтролируемых территорий является лишь малой частью угля, который потребляет украинская энергетика. Но даже в рамках этой неоднозначной теме формула «Роттердам+» играет важную позитивную роль — закладывая в формулу расчета ОРЦ европейскую цену, НКРЭКУ позволяет тепловой генерации импортировать его с внешних рынков. А значит, любые попытки террористов из ЛДНР шантажировать Украину блокированием поставок становятся бессмысленными. Во-вторых, формула все-таки учитывает более низкую калорийность отечественного угля.
Не меньшим «экспертом» показал себя и лидер радикалов Олег Ляшко. Он вообще спутал черное с белым, назвав «Роттердам+» способом ручного регулирования. Хотя сам формульный принцип в тарифообразовании и был введен НКРЭКУ с целью ухода от субъективной оценки стоимости угля.
Но с этим малым злом еще можно было бы смириться, да и привыкли уже, что многие наши политики разбираются во всем и ни в чем одновременно. Гораздо хуже, когда они предметом своих театрально-политических постановок делают важнейшие для страны вопросы, касающиеся энергетической безопасности. И это то большее, от которого страдаем мы все.
Ведь если вернуть двух политиков-демагогов на грешную землю и заставить вникнуть в суть отраслевого спора по поводу «Роттердам+», то для них откровением окажется, что практически нет экспертов, отвергающих сам формульный принцип, равно как и привязку к европейским бенчмаркам (стоимостным ориентирам). Есть лишь дискуссии по поводу целесообразности включения в формулу того самого «+» доставки и перевалки, который в абсолютных величинах равен 15 долл. на каждой тонне. Тут есть аргументы за и против, но сейчас не о них.
Но для этого нужно вникать, читать и считать. Для наших политиков эта арифметика ниже их достоинства. Гораздо проще и выгодней навесить очередные ярлыки и громко кричать «зрада!», обвиняя в этой зраде друг друга.
Да и не платят за это. На монотонном анализе отраслевых проблем ни на квартиру в центре города не заработать, ни счета с «Сбербанке России» не открыть…
Источник: «Главред«