С особым цинизмом: зачем Путин давит на Украину

С особым цинизмом: зачем Путин давит на Украину

Угроза «большой войны» — это скорее фактор психологического давления, нежели предметный план действий.

Заявление ФСБ о задержании в Крыму «украинских диверсантов», подкрепленное утверждениями Путина о переходе украинской власти к террору, формируют информационную повестку дня на август. Проигнорировать их невозможно, отреагировать — вполне реально.




Недавняя возня силовиков  на Крымском полуострове, аннексированном Россией, получила объяснение: российские спецслужбы утверждают, что ловили подготовленных украинской разведкой «диверсантов» с двумя десятками «самодельных взрывных устройств». Сразу после заявления ФСБ вступил в игру Владимир Путин, обвинивший «киевские власти» в попытке за счет террора отвлечь внимание от экономических проблем в стране. Заодно президент РФ подчеркнул, что переговоры в нормандском формате (анонсированные на сентябрь никем иным как российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым) больше не имеют смысла. Излюбленная Кремлем формула при увольнении губернаторов «в связи с утратой доверия» сработала и на этот раз.


В заявлениях и действиях России самое важное значение имеет все же не тот бред на официальном уровне, который транслируют Путин и его ручные чекисты, а реакция Запада. Поверит ли Вашингтон, Берлин, Лондон обвинениям в адрес Украины? Прислушается ли к традиционным призывам Путина «поставить Киев на место»? Сомневаюсь, поскольку в отношениях России и Запада былого доверия давно не осталось, а диалог поддерживается, среди прочего, осознанием наличия у России ядерного арсенала. К тому же американцы и европейцы в своих оценках полагаются не только на политические заявления.

Россия идет в своих действиях по привычной, накатанной схеме: август, Олимпиада, период отпусков у истеблишмента и обычных граждан. Мировое сообщество не может постоянно пребывать в напряжении. Оно не живет исключительно проблемами Украины (это необходимо четко понимать), но вряд ли смолчит в случае прямой вооруженной агрессии. Правда, инструментариев для сдерживания страны, претендующей на роль одной из сверхдержав маловато, но все-таки есть. К примеру, система платежей SWIFT.



Резкие заявления Путина дают основания для ряда выводов. Во-первых, инспирируемая Россией идея «примирения с Донбассом» на условиях Кремля не нашла отклика в сердцах украинцев и умах руководства страны. Во-вторых, ситуация на востоке Украины становится все менее контролируемой, а содержание самопровозглашённых «республик» — все более затратным и хлопотным делом. Но и внедрить их обратно в состав Украины на российских условиях не получается. Путин фактически дал понять, что нормандский формат себя исчерпал, это предполагает и отказ от Минских договоренностей. В аспекте международных отношений ничего хорошего России это не даст, но тамошние политические маневры уже давно направлены на внутреннего потребителя.

В России приближаются выборы в Государственную Думу, на которых Путину важно получить максимально убедительную победу. Если в 2003 году для накачивания рейтинга партии «Родина» начали строить дамбу от берега Кубани к украинскому острову Коса Тузла, то сегодня играют мышцами в Крыму, сделав легенду учений силовиков показательной реальностью. Россия, по большому счету, даже не пытается скрывать несуразности в своих версиях происходящего, что означает только одно: они транслируются преимущественно для российских граждан. Тем нужно показать, что «Крым — наш», а Украине с этим не смирилась и пускает в ход террористические методы.

При этом не лишним будет напомнить, что Украину в целом российское руководство воспринимает как сферу своих исключительных интересов. И будет в ближайшее время демонстрировать всему миру, что способно действовать в Крыму и на Донбассе (как минимум) без оглядки на позицию мирового сообщества. О том, что это опасная иллюзия, российскому руководству должны сказать не только  комплекс действий руководства страны, но позиция украинского общества.

Реакция украинского руководства была не молниеносной, но достаточно быстрой. И — что немаловажно в этой ситуации — взвешенной. Петр Порошенко назвал «бессмысленными и циничными» обвинениями Путина, призвав российское руководство выполнять Минские договоренности, которые оно торпедирует. Не стоит ожидать экстренного выступления Барака Обамы или Ангелы Меркель по мотивам крымской провокации, ведущие мировые центры влияния будут ограничиваться позицией, которую озвучат клерки. Впрочем, это не означает, что США и ЕС оставили ситуацию в Украине вне своего внимания, просто основные действия будут предприняты непублично.

Россия же постарается расшатать Украину изнутри. Не только с целью испортить празднование Дня Независимости, но и чтобы уничтожить ее внешнеполитическую субъектность, выставить в неприглядном свете перед западными партнерами. Такой сценарий в кремлевских коридорах уже третий год воспринимается как наиболее эффективный. Что касается вероятности «большой войны», то это скорее фактор психологического давления, чем предметный план действий. По крайней мере, на сегодня.

Евгений Магда

Что думаете по этому поводу? Оставьте свой комментарий

Добавить комментарий