Седьмая волна «мобилизации». Где следователи берут новые iPhone
Не успели фанаты торговой марки Apple обзавестись iPhone 6, как американская компания анонсировала выпуск iPhone 7. И его появление будет напрямую связано с адвокатской деятельностью. Попробую объяснить почему.
Прошлый год проходил под девизом борьбы за права и интересы правообладателя торговой марки Apple в Украине. Борьбу подкрепляли цунами обысков в компаниях — продавцах техники Apple. Имела ли борьба положительный эффект на экономику страны, однозначно сказать трудно. Но о чем можно говорить с уверенностью, так это о том, что почти у каждого следователя есть iPhone 6.
Адвокаты всегда удивляются скорости появления новых гаджетов у представителей закона. По версии следователей и процессуальных руководителей, айфоны им подарили бабушки или дедушки. А те купили их на сэкономленную пенсию.
Только время покажет, повторится ли прошлогодний сценарий с появлением iPhone 7. Но попробую предсказать, как этот сценарий будет реализован на практике.
Начнем сразу с такого следственного действия, как обыск продавцов техники Apple. Основанием для обыска является определение следственного судьи о разрешении на проведение обыска. А основаниями для него будет в свою очередь наличие уголовного производства, открытого, например, по таким статьям, как:
1) 212 УК Украины — уклонение от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей);
2) 190 УК Украины — мошенничество;
3) 176 УК Украины — нарушение авторского права и смежных прав.
Целью этих уголовных производств является не возмещение расходов государству или восстановление нарушенных прав отдельных граждан, а банальное желание обновить свой старенький iPhone.
Рассмотрим более подробно каждый из таких случаев.
1. Уголовное производство открыто по ст. 212 УК Украины.
В данном случае уголовное производство открывается по основаниям, когда следствие считает, что техника Apple импортирована в Украину с нарушениями, т.е. без уплаты налогов.
В дальнейшем алгоритм довольно знакомый. Происходит обыск — и вся техника уже хранится в кабинете у следователя, который ждет предложений от ее владельца.
2. Уголовное производство открыто по ст. 190 УК Украины.
Представьте себе такую картину. Некая компания предлагает потребителям такую желанную, и в то же время недоступную продукцию компании Apple. И вот в такую компанию приходит покупатель, которого очень интересует новый iPhone. Выбор сделан, все счастливы. Но не все так просто. Спустя день-два покупателя начинают терзать сомнения. И однажды утром он говорит себе: «Меня обманули!» По его мнению, обман заключался в том, что iPhone, который он приобрел, поддельный. Что покупатель делает дальше? Он не идет к продавцу с претензиями, а идет в полицию сообщать о преступлении. И все, дело сделано, обыск обеспечен. Полиции только это и нужно.
3. Уголовное производство открыто по ст. 176 УК Украины.
В данном случае уголовное производство может инициировать, например, Всеукраинская ассоциация авторских прав (ВААП).
Один из сотрудников этой организации, имея именную доверенность от компании Apple, обращается в милицию с заявлением об уголовном правонарушении. Из содержания заявления следует, что некая компания незаконно использует логотип компании Apple в своей деятельности. То есть, для использования логотипа компании Apple необходимо получить разрешение непосредственно в Apple или у ее представителя на территории Украины. Как результат, имеем обыск и изъятую технику.
Что дальше?
Изъятая во время обыска техника направляется для проведения так называемой экспертизы. Фактически же никакой экспертизы не проводится. Спустя месяцы ожидания правоохранители предъявят вам результаты какого-то исследования, в котором могут содержаться ожидаемые ответы на поставленные вопросы.
Например: «Изготовлена ли изъятая техника, маркированная логотипом компании Apple, официальным производителем?». На такой вопрос следует однозначный ответ: «Да, изъятая техника изготовлена официальным производителем».
«Завозилась ли на территорию Украины изъятая техника Apple официальными импортерами в Украине?». На этот вопрос ответ может быть таким: «Установлено, что данная продукция однозначно не импортировалась в Украину официальными импортерами».
Нельзя забывать, что ввоз товаров на территорию Украины регулируется, в частности, Таможенным кодексом. В соответствии с его ст. 458, нарушение таможенных правил ввоза в страну товаров без растаможивания является административным правонарушением. Таким образом, нарушение порядка импорта в Украину товаров компании Apple регулируется Кодексом об административных правонарушениях. Он, в свою очередь, предусматривает для таких случаев четкий набор и алгоритм санкций.
Однако на деле все происходит иначе. Изъятая во время обыска техника становится предметом торга и ожидает «выкупа», с каждым днем теряя свою стоимость. Но это уже не головная боль следователя, так как он не несет персональной ответственности за нанесенный ущерб.
И самое интересное: провести обыск с целью изъятия техники Apple может любой орган досудебного расследования, наверное, кроме НАБУ и СБУ. Но не будем зарекаться.
Таким образом, тот, кто хочет радовать потребителей iPhone 7, должен осознавать возможные последствия. Нужно помнить: единственным законным и реальным способом возвращения изъятой техники является решение следственного судьи. Но для этого необходимо время, по истечении которого следственный судья придет к, казалось бы, однозначному выводу: удержание следователем такого имущества вне разумных сроков без предъявления подозрения лишает владельца техники права свободно пользоваться и распоряжаться своим имуществом. Если гаджеты и вернут через полгода, вряд ли их ценность останется такой же, как и на старте продаж новинки.
Источник: liga