Сможет ли украинская авиация защитить небо
Модернизировать самолеты приходится своими силами
Начальник Генштаба ВСУ Виктор Муженко допустил, что Россия может применить против украинской армии боевую авиацию. По словам Муженко, Украина готовится к такому развитию событий. Впрочем, по мнению экспертов, украинские истребители, штурмовики и бомбардировщики способны выполнять задачи в рамках АТО, а вот в случае полномасштабного российского военного вторжения у нас возникнут большие проблемы — не только из-за того, что противник превосходит нас числом, но и потому, что отечественная боевая авиация устарела, а пути ее модернизации невозможны, к сожалению, без помощи той же России.
БОЕВЫЕ ПОТЕРИ 2014 ГОДА. О том, что российская армия может применить боевую авиацию, начальник Генштаба ВСУ Виктор Муженко заявил в своем недавнем интервью. По его словам, российские летчики, действуя в Сирии, приобретают боевой опыт. Украинская армия также совершенствует собственную систему ПВО и военную авиацию. «Мы обучаем личный состав, чтобы люди не боялись авиации и знали, как ей противодействовать», — сказал начальник Генштаба.
Как писала «Сегодня», 2016 год объявлен годом возрождения ПВО, так как очень важно иметь преимущество в воздухе. По данным официального издания Минобороны «Белая книга. Вооруженные силы Украины», в 2013 году, перед началом войны, ВСУ имели 72 вертолета армейской авиации Сухопутных сил, а также 160 боевых и 27 транспортных самолетов Воздушных сил. На бумаге это казалось достаточным количеством, однако реальность показала, что самолеты и вертолеты (часть из которых была потеряна во время аннексии Крыма) находятся в таком состоянии, что их можно использовать лишь в ограниченном количестве.
Бои на Донбассе. Уже в апреле 2014 года Вооруженные силы Украины начали терять вертолеты
Тем не менее авиация применялась с первых же дней проведения АТО. Среди прочего, ее действия помогли украинским военным отстоять Донецкий аэропорт в мае 2014 года, однако российская сторона поставила боевикам переносные зенитно-ракетные комплексы, позволившие ликвидировать преимущество ВСУ в небе. Первые вертолеты украинская армия потеряла уже в апреле-мае, а в июле боевики начали сбивать и штурмовики Су-25, которые использовались для воздушной поддержки летнего наступления ВСУ на Донбассе. В 2014 году было подбито как минимум 10 вертолетов Ми-8 и ударных вертолетов Ми-24, а также штурмовики Су-25, истребители МиГ-29 и один фронтовой бомбардировщик Су-24. Кроме того, в июне боевики сбили разведывательный самолет Ан-30Б, военно-транспортный Ил-76 (в небе над Луганском, когда погибли сразу 49 военных), а также самолет Ан-26 (в июле над Краснодоном). Последний Су-25 был сбит 29 августа, когда пытался бомбить наступающие российские регулярные части. После трагических для ВСУ событий под Иловайском применение авиации на Донбассе было прекращено.
Интересно, что в «Белой книге» 2014 года Минобороны не указало количество боевых самолетов и вертолетов. Однако осенью 2015 года военное ведомство выпустило инфографику, позволяющую убедиться, что потенциал боевой авиации восстановлен. Так, по состоянию на 29 августа 2015 года в зоне АТО находилось в два раза больше самолетов, чем годом ранее.
ДОЖИТЬ ДО 2040 ГОДА. Как сообщил член парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны, координатор группы «Информационное сопротивление» Дмитрий Тымчук, сейчас Воздушные силы способны решать задачи в рамках АТО. «Вырос и уровень подготовки летчиков. Теперь он соответствует мировым стандартам — средний налет составляет 90—110 часов в год», — сообщил Тымчук.
Тем не менее, по словам депутата, существующее положение вещей пока не учитывает возможность полномасштабного вторжения российской армии. «Но в этом случае у нас возникнут большие проблемы не только с авиацией, но и со всеми остальными видами вооруженных сил», — отметил Тымчук, поясняя это численным превосходством российской армии.
Впрочем, проблема не только в количестве, но и в качестве. Как сообщил директор информационно-консалтинговой компании Defence Express Сергей Згурец, в распоряжении украинской армии есть истребители МиГ-29 и Су-27 самых первых моделей. Они уступают модернизированным вариантам тех же самолетов, которые имеются в распоряжении ВС РФ.
Дмитрий Тымчук уточнил, что украинский ВПК не имеет опыта изготовления боевых самолетов и вертолетов — все они производились в России: «Правда, еще во времена Виктора Януковича шла речь о том, что Украина будет производить ударный вертолет, но максимум, чего удалось достичь — это модернизировать вертолет Ми-2 на запорожском авиапредприятии «Мотор-Сич». Варианты этой модернизации, которая также коснулась вертолета Ми-8, были представлены на выставке «Оружие и безопасность — 2015», которая прошла в сентябре прошлого года в Киеве. Украинские специалисты превратили обе машины в ударные вертолеты, установив на них новые, более мощные двигатели, а также установки для ведения огня неуправляемыми реактивными снарядами. Помимо этого, Ми-8 может быть оснащен и противотанковым ракетным комплексом «Барьер».
Выставка. Вертолеты Ми-8 и Ми-2
Тымчук исключил возможность закупки новых самолетов, пояснив это традиционно — отсутствием бюджетных средств: «В 2016 году на финансирование оборонной сферы выделено 5% ВВП (более 110 млрд грн. — Авт.), но в абсолютных цифрах это немного, потому что наш ВВП очень мал из-за экономического кризиса. К тому же, 75% оборонного бюджета идет на обеспечение и зарплаты, и лишь 25% — на подготовку войск и закупки новой техники. Хотя мировые стандарты содержания армии предусматривают 40% на обеспечение, 30% на подготовку войск и 30% на закупку военной техники. Поэтому в существующих условиях мы можем сосредоточиться лишь на модернизации нашей боевой авиации».
Как пояснил Сергей Згурец, новые самолеты имеет смысл закупать сразу эскадрильями, которые насчитывают 12 машин. Сколько для этого потребуется средств, можно представить, если посмотреть на стоимость одного самого современного американского истребителя F-22 Raptor — $146 млн. Менее «продвинутый» истребитель ВВС США F-16 Fighting Falcon обойдется более чем в $34 млн за единицу, что также неподъемно для украинского бюджета. Однако и модернизация украинского авиапарка — непростое дело, потому что и она не может обойтись… без участия российских предприятий.
По словам Сергея Згурца, для некоторых самолетов, имеющихся на вооружении ВСУ, разработаны два варианта модернизации. «К примеру, первый вариант модернизации истребителя МиГ-29 связан со стремлением «научить» эти самолеты обстреливать цели на земле. Модернизация штурмовика Су-25 также направлена на повышение эффективности поражения наземных целей», — пояснил Згурец. Эксперт отметил, что более глубокая модернизация этих же самолетов связана с заменой целых узлов и агрегатов, например, установки более совершенного воздушного радара, который позволяет самолету лучше обнаруживать наземные и воздушные цели. И здесь обнаруживается зависимость от российских комплектующих, поскольку радар должен быть совместим с радиолокационными головками наведения авиационных ракет. Применение иностранного радара на самолетах советского производства, которыми располагают ВСУ, такой совместимости не обеспечивает, а значит, делает бесполезным значительную часть авиационного вооружения. «Тем не менее в этом году приняты решения о начале глубокой модернизации легких истребителей МиГ-29 и тяжелых истребителей Су-27. По прогнозам командования Воздушных сил, существующий парк авиации способен служить до 2030-го, а некоторые образцы — до 2040 года. Но если перешагнуть за этот рубеж, то ситуация становится весьма неопределенной», — заключил Згурец.