Создатель ГМО-картофеля теперь боится за здоровье человечества
С 2000 по 2013 годы Кайюс Ромменс руководил исследовательским отделом биотехнической компании Simplot. Одной из его основных разработок было выведение генетически модифицированного картофеля под торговым названием Innate, рассказывает EcoWatch.
Однако со временем у Ромменса возникли серьёзные опасения. Он пришёл к выводу, что ГМО-картофель, который сегодня продаётся в 4000 супермаркетах США, может нести в себе потенциальный риск для здоровья человека.
Ромменс написал об этом целую книгу под названием «Картофель Пандоры». В этой книге он подробно описывает, как его энтузиазм в отношении новых генных технологий постепенно сменился страхом.
Разработанный Ромменсом ГМО-картофель был представлен как устойчивый к потемнению при разрезании и как более полезный, чем обычный картофель. Дело в том, что он содержит более низкие уровни природной аминокислоты, которая образует канцерогенный акриламид во время приготовления.
Ромменс стремился вывести такой сорт картофеля, который можно будет жарить во фритюре без опасения, что он может вызвать рак.
Ромменс объясняет, что ГМО-картофель на самом деле не устойчив к потемнению, а лишь маскирует его. Ген, отвечающий за потемнение картошки, «подавлен» — то есть он не включается при контакте картофеля с воздухом.
Проблема в том, что «скрытое» потемнение может накапливать в себе токсины и патогены. При этом места, которые в обычной картошке были бы тёмными, ничем не отличаются от остальных. Это значит, что переработчики и потребители не могут идентифицировать и удалить проблемную повреждённую ткань, и она поступает в пищу.
Ромменс уверен, что эти токсины и патогены могут представлять угрозу для здоровья потребителей. По его словам, утверждения о том, что ГМО-картофель безопаснее обычного благодаря пониженной концентрации, не имеют прочной научной основы.
Более того: механизмы, с помощью которых процесс генной модификации вызывает повреждение ДНК, могут непредвиденным образом изменять состав растения, что приводит к получению новых токсинов и аллергенов.
«В генной инженерии меня беспокоит то, что отсутствие непредвиденных последствий никогда нельзя гарантировать. Эти последствия могут проявиться только через десятки лет, и мы должны применять подобные технологии крайне осторожно», — говорит Ромменс.
Теперь Ромменс считает наиболее перспективными сельскохозяйственными технологиями те, которые не используют ГМО.
Он признаёт, что допустил ошибку, и призывает потребителей отказаться от ГМО-картофеля.