Украинцы долго критиковали своё правительство за отсутствие долгосрочных экономических программ. Туманных прожектов без четких дат и сумм было множество, а вот реалистических – ни одного. И вот, наконец, свершилось чудо, и такая программа появилась: встречайте новый проект реформы украинской пенсионной системы на ближайшие два десятилетия! Первое же знакомство с которой ввергло громадян в ужас — ведь, по сути, правительство просто собралось лишить права на трудовую пенсию более половины населения страны.
Речь идет об инициативе введении т.н. страхового пенсионного стажа, который будет начисляться по факту регулярных ежемесячных выплат страховых пенсионных взносов, начиная с 2000 года. Почему именно с 2000-го, если пенсионные взносы украинцы (кто работал официально) выплачивали и ранее, в 90-е, и даже в советское время – и не их вина, что государство «профукало» те деньги, устроив инфляцию? На этот вопрос Минсоцполитики не дало прямого ответа, а лишь уверяло, что со своей новой реформой «идет навстречу украинцам». Вот только под этим «идти навстречу» оно подразумевает введение обязательного 16-летнего минимального страхового стажа с 1 января 2018 года. Затем продолжительность необходимого стажа будет увеличиваться с каждым годом на один год: в 2020 году это будет 18 лет, в 2030 году она составит 28 лет и т.д., пока в 2037 году не достигнет 35 лет.
Что это означает? Во-первых, уже через год по новому закону права на трудовую пенсию лишатся от 48% до 60% украинцев, которые не имеют такого стажа по разным причинам. Причем, это еще довольно оптимистический прогноз, который может ухудшиться, если экономическая ситуация в стране не пойдет на поправку. Большинство из таких «лишенцев» — те, в течение этого времени не имел в Украине постоянной официальной работы с «белой» зарплатой или официально зарегистрированного бизнеса, с которых они ежемесячно выплачивали пенсионные взносы. А согласно данным Госстата, 48% работоспособных украинцев официально нигде не работают и, соответственно, никаких взносов не платят.
Кроме того, если в период с 1 января 2000 до 1 января 2018 года (и далее по нарастающей) у человека были пропуски в страховом рабочем стаже больше чем на два года, то он тоже не получит права на выплату трудовой пенсии. Но многие ли украинцы могут похвастать тем, что всё это время (когда страна пережила два кризиса) они имели постоянную официальную работу с регулярными выплаты зарплаты и страховыми отчислениями? Стоит так же подчеркнуть, что стаж будет учитываться именно по страховым выплатам, то есть если работник находился в неоплачиваемом отпуске (не получал зарплату и не делал взносов), то ему это время не засчитывается в стаж. Подобные проблемы имели еще 10-12% (минимум) трудоспособных украинцев.
Таким образом, более половины из ныне готовящихся скоро выйти на пенсии украинцев, рискуют её не получить. Точнее, не получить трудовую (по возрасту), и сможет рассчитывать лишь на социальную, полагающуюся лицам без необходимого стажа – которая в полтора раза ниже прожиточного минимума. И если в 2015 году такую пенсию получали лишь чуть более ста тысяч украинцев (см. таблицу выше), то с 1 января 2018-го их численность начнет резко расти с каждым годом – если, конечно, данная реформа вступит в силу…
Подобного «покращення» не было даже во времена «режима Януковича», хотя именно тогда в Украине провели первое пенсионное «сокращение», начали повышение возраста выхода на заслуженный отдых. Заодно правительство Азарова замахнулось на льготы «чернобыльцев» и «афганцев», что вызвало их очень бурную реакцию: протесты переросли в беспорядки и попутку штурма Верховной Рады.
Говорили, что тогдашние реформы были вызваны попыткой выполнения условия МВФ – однако из-за резкого роста социальных протестов правительство Азарова отказалось от дальнейшего сотрудничества с Фондом и начало решать финансовые проблемы выпуском облигаций госзайма. И всё же правительственные агитационные листки того времени утверждали, что сокращение пенсионных расходов не просто необходимо, но и что это просто благо для Украины: мол, на сэкономленные на стариках деньги можно потратить на строительство стадионов или современных шоссе.
Агитация времен пенсионной реформы Азарова
Как известно, сэкономленные бюджетные средства пошли тогда на «распил» в ходе подготовки к Евро-2012, на отделку президентской резиденции в Межигорье, на рефинансирование олигархических банков. Что еще больше накалило социально-политическую ситуацию, рванувшую в конце 2013 года. Однако, как мы видим, новая власть не отказалась от старых планов сокращения расходов на пенсионное обеспечение. Разве за такие социальные реформы стояли (и скакали) на Майдане украинцы – в том числе и принимавшие участие в протестах старики? Насколько не изменяет память, они как раз хотели европейских пенсий, а их политические оппоненты в Крыму и на Донбассе чуть погодя возжелали российских пенсий. То есть уже тогда украинцы были сильно недовольны размером украинской пенсии – хотя её покупательная способность была втрое выше нынешней.
Но чтобы там не требовали пенсионеры Евромайдана, их голос вообще не был услышан. Более того, в среде молодежи Евромайдана, особенно из числа «продвинутых» фрилансеров и офисных клерков, с 2014 года начала набирать популярность идеи «борьбы с иждивенцами». Включающие в себя: лишение избирательного права пенсионеров и безработных, сокращение налогов и социальных взносов за счет сокращения бюджетных социальных расходов – в первую очередь на выплату пенсий (а также на медицину и образование).
Появилась новая волна агитации, намекающей, что за те средства, которые тратятся на пополнение Пенсионного Фонда, можно было бы оснастить миллионную армию (и победить Россию) или построить велодорожки во всех городах Украины (по которым бы на работу ездили, как в Европе, офисные клерки). При всей глумливости её характера, она вызывала одобрительные эмоции у тех, кто всерьез считал, что пенсионеры и малоимущие их объедают.
Кстати, подобные идеи в головах «прозападных» и «антикоммунистических» украинцев витают давно: еще в начале 90-х высказанное кем-то из «Народного Руха» предложение вообще отменить пенсии как таковые (пусть, мол, стариков кормят их дети) вызвало такое возмущение в народе, что рейтинг этой политической силы резко упал. Сейчас национал-патриоты утверждают, что это был «фейк КГБ», однако украинцы, ходившие в то время на многочисленные митинги правой оппозиции, еще помнят, какими оригинальными идеями сыпали в толпу крикуны с мегафонами. Там не только пенсию предлагали отменить, но и распустить армию, запретить спецслужбы, упразднить Минздрав, заменить начальную школу церковно-приходской, направить всех безработный в сельскохозяйственные трудовые лагеря и т.д. и т.п. Как известно, в смутное время возникают весьма эксцентричные идеи — и вот, похоже, сейчас мы имеем очередную такую волну!
Но какими бы они ни были, похоже, что некоторые их них, в какой-то мере, начали реализоваться в виде «реформ». Вникнем в суть нынешней пенсионной: сократить расходы на выплаты за счет уменьшения числа украинцев, получающих трудовую пенсию. Ранее их число предлагали уменьшить путем повышения пенсионного возраста, но теперь повышать его уже некуда. И тогда кто-то находчивый придумал новый барьер на пути к трудовой пенсии – барьер, непреодолимый для половины (или даже более) украинцев. Главное, что выглядит это вполне законно и даже справедливо: не работал официально, не платил взносы – гуляй, Вася! К тому же, формально этих людей не лишают пенсии вообще, а будут им выплачивать социальную.
Вот только в расчет совершенно не берется один ключевой фактор: последние двадцать лет украинцы живут не в безмятежном СССР, и не в сытой Европе, а в перманентно кризисной Украине. Где менее половины трудоспособных граждан имели постоянную официальную работу с регулярной зарплатой – и в этом была не их вина. То есть подходить к пенсионной реформе в Украине с советскими или европейскими мерками нельзя, здесь совершенно иные условия! А если по совести, то государство, не сумевшее победить оголтелую безработицу и создать условия для нормальных трудовых отношений, просто не имеет морального права требовать от своих граждан строгого официального трудового стажа.
Перевод же стариков на социальную пенсию – это фактический геноцид нации, причем не вымышленный, как в фантазиях Виктора Андреевича, а реальный. Согласно действующему законодательству, размер социальной пенсии в Украине составляет от 30% до 100% прожиточного минимума (1574 гривны с 1 января 2017 года), в среднем составляя около 70% (1000 гривен). Можно прожить на 1000 гривен в месяц? Вопрос звучит как-то издевательски – но ведь так, за чертой даже не бедности, а физического выживания, уже живут более сто тысяч украинских пенсионеров! А в случае принятия реформы их количество будет расти в геометрической прогрессии. Причем, оформление социальной пенсии – процесс на порядок более сложный, чем оформление трудовой, и может затянуться на месяцы.
«Зачем же они так делают!?» — нередко можно услышать от украинских пенсионеров, рыдающих над последней мелочью в своей иссушенной ладошке. Действительно, зачем? Ну, ветреную молодежь, которой мешают «бабки» и «старперы», в расчет не берем – у неё действительно в голове ветер. Но зачем это людям из власти, которые устраивают эти «реформы»? Ведь они ничего не делают без собственной выгоды. Почему они так озабочены растущими расходами на пенсионные выплаты и растущим дефицитом Пенсионного Фонда (154 миллиарда в 2016 годк), покрываемом из Госбюджета?
Эти «слуги народа» с искренностью сокрушаются в телекамеру о том, что деньги, направляемые на погашения дефицита Пенсионного Фонда, можно было бы направить на АТО, в строительство, на развитие спорта, в инновационные проекты и т.д. И ведь знаете, в данном случае они не лицемерничают! Они бы действительно хотели направить на другие цели не только эти 154 миллиарда гривен, но и вообще весь Пенсионный Фонд. А знаете почему? Потому что украинские олигархи и чиновники при всем желании не могут распилить между собою деньги Пенсионного фонда.
Эти деньги адресно распределяются по счетам пенсионеров, их нельзя пустить на «проекты», их нельзя вывести в оффшоры через цепочку подставных фирм. Олигархи вынуждены лишь смотреть на это колоссальное (по украинским меркам) богатство и облизываться. И вот тут им приходит в голову идея вывести эти деньги из Пенсионного Фонда, чтобы потом перенаправить их на те «проекты», где их можно будет «эффективно освоить»! Чем больше они сократят дефицит Пенсионного Фонда, тем больше бюджетных денег пойдет не на его погашение, а на строительство «золотых» дорог или закупку для АТО носков по 800 гривен за пару.
Украинцы не принимают во внимание, что эти же «реформаторы» осуществили эффектную аферу с перебалансированием финансовых потоков в сфере коммунальных платежей. Сначала они повысили в разы стоимость газа, отопление и электроэнергии – а затем начали щедро раздавать нищему населению субсидии. Но в чей карман идут эти субсидии (уже более 25 миллиардов в год), если все облэнерго и большинство газодобывающих компаний в Украине принадлежат олигархам? Кстати, если бы не это бессмысленное повышение тарифов, то населению не понадобились бы и субсидии – и 25 миллиардов гривен могли бы пойти на покрытие дефицита Пенсионного Фонда. Но ведь их бы тогда не «распилили!»