«Токсичный» президент: почему Порошенко исчез из медиа-пространства
В последнее время украинский президент Петр Порошенко стал редко появляться в медиапространстве. Итоговая пресс-конференция, которая традиционно проходит до или сразу после новогодних праздников, пока так и не состоялась, а его поздравления в новогоднюю ночь и на Рождество, были достаточно краткими. О том, почему президент избегает прессы, рассказывает старший аналитик Международного центра перспективных исследований Анатолий Октисюк.
К сожалению, сейчас приходится констатировать тот факт, что Петр Порошенко становится в определенной степени «токсичным». И мы видим, что он начинает отстраняться от СМИ. То есть дает «передышку» для граждан, для политических оппонентов, международных партнеров – он как бы уходит в тень. Так он, наверное, должен вести себя по крайней мере на период зимних праздников, или даже до конца января. Скорее всего, украинцы заметили и то, что даже в традиционном новогоднем поздравлении Порошенко минимизировал свое присутствие. Ведь не было как такового традиционного обращения к гражданам. В основном президент пытался акцентировать и сместить внимание на достижения, победы Украины на международной арене и на внутреннем поле.
Сейчас можно наблюдать ситуацию, когда Порошенко начинает раздражать многих людей. Вообще, у нас в стране традиционно все президенты начинают терять рейтинги ближе к экватору срока. Рейтинг Порошенко не является в данном случае исключением – он тоже начинает рушиться. То есть пауза, которую он взял, вполне оправдана.
Если поездить по стране, поинтересоваться у разных людей их мнением, то можно прийти к выводу, что украинский гражданин очень часто всю ответственность за ситуацию в государстве в целом возлагает на президента. И это, несмотря на то, что у нас парламентско-президенсткая форма государственного правления, хотя и Порошенко при этом хочет иметь максимум полномочий. Эти его намерения, факторы раздражения населения — все это накладывается и способствует определенной «токсичности».
Мы уже увидели экватор президентского срока, поэтому вполне очевидно, что Порошенко надо «перегруппироваться», увидеть, какие у него есть ресурсы, возможные угрозы, потенциальные союзники, оппоненты, чтобы подойти к подготовке ко второму президентскому сроку в 2019 году. Ведь Порошенко, конечно, верит в то, что он может стать президентом и во второй раз и, скорее всего, он будет выдвигать свою кандидатуру. Ему надо правильно подойти к президентским выборам, и, готовясь ко второму президентскому сроку, ему важно понимать, что парламент будет стабилен еще 2-3 года.
С политической точки зрения, в первую очередь, и с точки зрения президента, он понимает, что нынешний парламент очень тяжелый — в плане принятия политических решений. Сразу этот парламент не сможет принять конституционные изменения, не сможет выполнить политический компонент Минских соглашений, и любые продвижения каких-либо вопросов являются очень дорогими. Фактически, для того, чтобы принять какое-то важное решение, нужно предоставить очень много бонусов разным игрокам. Кроме того, для Порошенко, как минимум, было бы выгодно провести парламентские выборы раньше. Ведь они должны быть синхронизированы: по плану, в 2019 году должны произойти и парламентская и президентская кампании, что очень трудно вести одновременно и с точки зрения мобилизации ресурсов, и с точки зрения организационных возможностей. Для Порошенко при нынешних раскладах, балансе сил и экономических ресурсах, вполне возможно показать прежний результат и добрать необходимую квоту за счет мажоритарных кандидатов. Поэтому, слухи о том, что внеочередные парламентские выборы могут состояться уже в конце мая — начале июня, вполне имеют под собой почву.
Если же говорить о решении украинского президента не идти на традиционный «украинский ланч» в Давосе, который организует фонд украинского бизнесмена Виктора Пинчука, то можно обозначить несколько важных моментов. Так, мы сейчас все можем видеть, что мир перестраивается очень быстро, а победа Дональда Трампа делает его еще и неопределенным. Никто не знает, как будет вести себя Трамп по отношению к России, по отношению к Украине. Такая неопределенность, отсутствие каналов коммуникации с новой, пока переходной администрацией Дональда Трампа вселяет недоверие и дает тревожные сигналы для самого Порошенко.
Если мы говорим об украинских олигархах, о системных политических инвесторах, то у них у всех есть консенсус относительно внешнего курса. Все они хотят нормализации отношений с Россией, потому что там есть рынок, там есть деньги. Конечно, что такой консенсус в середине политических олигархов отсутствует. Но то, что все системные игроки хотят нормализации отношений с РФ – это очевидно. Кое-кто даже говорит об этом уже публично, а кое-кто об этом говорит на неформальном уровне, а кое-кто посылает совсем другие сигналы. Скажем, в данном контексте можно говорить о последней статье Пинчука на The Wall Street Journal о необходимости нормализации отношений с РФ, или статье Бжезинского, или других геополитиков, которые говорят о том, что мир переходит в новую фазу развития. Безусловно, такие сигналы тревожат президента Порошенко. И любые сообщения, которые выходят за рамки официальной политики, нацеленные на конфронтацию с РФ, очень болезненно воспринимаются украинской властью, и максимально нейтрализуются. Поэтому такой «бойкот» традиционного ланча в Давосе – это демонстрация недовольства и несогласия с теми тезисами, которые озвучил Пинчук. Конечно, это ничего не даст. Но такое решение президента является также и потерей дополнительной площадки, которая могла бы предоставить возможность озвучить другие тезисы.
Порошенко следовало бы более активно участвовать и доказывать свою позицию. Думаю, пока не будет понятной линии поведения Вашингтона, украинская власть и дальше будет продолжать проводить такую изоляционную политику. Я бы назвал это молчаливым нейтралитетом.