Украинцев оставляют без пенсий: как работают частные фонды
В Украине де-юре некоторые частные пенсионные фонды работают более десяти лет. А их количество уже через несколько лет может сравниться с числом банков. Пенсии таким учреждениям доверили сотни тысяч украинцев. И некоторые из них могут не то, чтобы приумножить эти взносы, а получить даже меньше, чем внесли.
Пока государственный накопительный уровень не запущен, частные фонды – чуть ли не единственный способ для украинцев получить достойные пенсии. Но и этот механизм не работает, ведь средняя разовая выплата – всего 6,9 тыс. грн.
Как работают негосударственные пенсионные фонды (НПФ) и с какими угрозами сталкиваются их клиенты.
Как «теряют» пенсии украинцев
Всего услугами частных пенсионных фондов в Украине воспользовались 840 тыс. человек. Причем в большинстве случаев – по инициативе работодателя. Так, среди всех взносов, которые получают фонды, 93% поступает от юридических лиц, говорится в данных Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса (УАИБ).Украинцы же неохотно доверяют частным фондам свою будущую пенсию.
И хотя закон на стороне клиентов, полностью исключить возможность, что деньги «пропадут», нельзя. Даже в условиях жесткого контроля, в истории рынка уже есть случаи реализации мошеннических схем. Речь идет о самом крупном пенсионном фонде, который работает при НБУ. Его руководитель за несколько лет вывел сбережения клиентов на 600 млн грн. Для этого он инвестировал их деньги в акции сомнительных фирм по завышенной цене.
Сейчас на рынке работают 64 частных пенсионных фондов. Еще в прошлом году «Первый национальный открытый пенсионный фонд» реорганизовали, средства вкладчиков практически передали другому фонду. Но проблема в том, что все риски за потери несут именно вкладчики. Чем больше потеряет НПФ, тем меньше будет ваша пенсия.
К примеру, если вы ежемесячно отдавали по 1000 грн из зарплаты в надежде, что через 10 лет получите 120 тыс. (120 месяцев умножить на 1000 грн) плюс инвестиционный доход, но при этом собственники вашего фонда часть денег потеряли, вам по закону могут выплатить меньше, чем вы внесли. Такое может произойти, к примеру, из-за резкого скачка цен (доход не покроет обесценивание сбережений), из-за неразумного менеджмента руководства фонда (сомнительные инвестиции, большие расходы на администрирования) или финансового кризиса в стране.
«Стоимость активов и их обесценивание в НПФ – доля участников», – поясняет руководитель проекта Украинской федерации страхования Нина Гузей. Частные фонды в Украине инвестируют средства вкладчиков в банковские депозиты, государственные ценные бумаги, фондовый рынок, недвижимость. Но при этом, если банк гарантирует вам возвращение депозита как минимум в сумме до 200 тыс. грн при любых обстоятельствах, то в НПФ дела обстоят совсем иначе.
«Нет гарантии, что они выплатят хотя бы размер внесенных платежей», — говорит Третьякова.
«НПФ не имеют системы гарантирования выплат. Нет гарантии, что они выплатят хотя бы размер внесенных платежей. Такую модель гарантирования нужно создавать», – поясняет эксперт в сфере пенсионного страхования Галина Третьякова. Вариантов есть несколько. Главное – должен действовать частный или государственный Фонд, из которого можно будет возмещать потерянные активы пенсионных вкладчиков. Вопрос состоит в том, кто и в каких размерах будет пополнять такой Фонд и заработает ли он вообще.
«Пациент скорее мертв»
Без четких гарантий, уверен финансовый аналитик Егор Комов, частные пенсионные фонды будут оставаться в состоянии «пациент скорее мертв, чем жив». И хотя банковские вклады предполагают краткосрочное (до трех лет) накопление или сохранение средств, сейчас этот инструмент куда надежнее частных пенсионных фондов.
Хотя НПФ уверяют в обратном. В одном из частных фондов OBOZREVATEL рассказали: за депозит в банки нужно платить налоги: НДФЛ (18%) и военный сбор (1,5%). В сумме – 19,5%. При этом с пенсионных накоплений налог меньше – всего 11,7%. Кроме того, государство гарантирует участникам таких фондов налоговые льготы – раз в год они имеют право получить 18% от пенсионных взносов за прошлый год.
«4% — гарантированный инвестиционный доход. Но если на инвестициях удалось заработать больше, то и ваш доход увеличиться. Кроме того, есть также возможность провести индексацию – придет письмо с предложением увеличить ваш ежемесячный взнос на уровень инфляции, увеличится вместе с тем, и страховая сумма», – рассказывает эксперт.
Рынок ждет принятия нового закона
Запустить рынок пенсионного накопление может только реформа. Кабинет министров взял на себя обязательство до 1 января 2019-го подготовиться к запуску новой модели. Она предполагает, что все работающие младше 35 лет обязаны часть зарплаты отправлять на личный пенсионный счет. Эти деньги должны инвестировать в экономику, а заработанные средства – добавить к собранным с вкладчиков деньгам.
Но прийти к выводу, каким будет «второй уровень» пенсионного обеспечения, чиновники так и не смогли. Нововведение в очередной раз отсрочили.
Стоит отметить, что закон предполагает сразу три источника, с которых украинские пенсионеры могут получать выплаты: солидарный (действует сейчас), обязательный накопительный (еще не запущен) и добровольный накопительный (частные фонды – НПФ). Полноценно на данный момент работает только первый уровень. Из-за сложной демографической ситуации (увеличивается количество пенсионеров и сокращается количество работающих), высокого уровня теневых зарплат (пенсии выплачиваются с единого соцвзноса работающих), только солидарным уровнем обеспечить достойные пенсии крайне сложно.
Согласно стандартам Международной организации труда, «достойной» считается пенсия в размере 60% привычного заработка. При этом минимальная выплата должна быть на уровне 40%. В Украине же при средней зарплате в более 9 тыс. грн – средняя пенсия составляет всего 2,5 тыс. грн (около 28%).