В Украине могут начаться веерные отключения электроэнергии
Энергосистема Украины подошла к кризисной черте и была готова к внедрению графика аварийных отключений на 1400 МВт.
Об этом в своей колонке на Новом Времени «Почему энергетический рынок лихорадит» пишет член наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук
Среди причин коллапса — «провал» антрацитовых блоков из-за проблем с топливом и низкого тарифа, нежелание Славянской ТЭС работать из-за низкого тарифа и ненадежность атомной генерации.
«У всех субъектов рынка сыграла свою роль «старая» проблема — дефицит угля, зависимость от импортного и российского антрацита. Добавилась также и новая проблема — это тариф для ТЭС на IV квартал. На данный момент прогнозный тариф ТЭС на IV квартал 2018 составляет 166 коп/кВт-час. Такой тариф позволяет компаниям закупать уголь по цене 2,1 тыс. гривен за тонну. Но не больше. И здесь появляется проблема необходимости импорта угля. Ведь импортный уголь тариф в 2,1 тыс. гривен просто не покрывает. Цена импортного угля на мировых биржах в начале IV квартала уже достигла цены в 98 долларов (2,8 тыс. грн, из ЮАР), 100 долларов (2,8 тыс. грн., угольные биржи Европы), 90 долларов (2,5 тыс. грн., США)», — пишет Корольчук.
«Как следствие проблем с низким тарифом Славянская ТЭС не хотела включаться в работу. По состоянию на ноябрь 5 из 6 ТЭС, работающих на антраците, не способны включиться в полноценную работу на энергорынке, поскольку либо имеют низкие запасы угля, или не имеют возможности поставлять антрацит», — информирует он.
В ноябре режим ненадежности также продемонстрировали атомные станции.
«Вышел из строя и остановился в незапланированный ремонт блок №2 Хмельницкой АЭС, который только что включился после проведенного НАЭК Энергоатом планового ремонта. Результатом этой аварии стало включение в работу блоков на антраците, которые традиционно выступили в роли спасителей ситуации. Но их мощностей не хватило для нормального функционирования энергосистемы. Но и это не удивительно, поскольку в ремонте преимущественно всегда «стоят» 3-4 блоки АЭС», — пишет Корольчук.
Все это приводит к тому, что главной проблемой энергорынка становится разбалансировка энергосистемы, когда каждая генерация пытается решить текущие задачи (импорт, ремонт, тарифы). Регулятор удерживает тарифы, которые соответствуют нынешней социально-политической ситуации. По мнению автора, для того, чтобы избежать аварийных отключений, нужно повышать ОРЦ на 2019 год и закреплять приоритет марки Г на законодательном уровне.
«Повышение тарифа генераций на 2019 позволит пройти без подобных аварийных ситуаций следующий отопительный сезон 2018-2019 гг. Ведь без повышения тарифа будет невозможным импорт угля для антрацитовых ТЭС. Со стороны правительства нужно решить вопрос обеспечения углем ТЭС, использующих газовое группу угля. Нынешний дефицит мощностей в энергосистеме подтвердил необходимость гарантии увеличения добычи собственного угля газовой группы. А это можно реализовать в условиях закрепления приоритета угля марки Г на законодательном уровне. Только это ускорит окончательный процесс перевода блоков ТЭС на уголь, добываемый в Украине. И приведет в будущем к нулевому уровню импорта угля», — резюмирует Корольчук.
Ранее сообщалось, что Украина в январе-октябре 2018 года увеличила импорт каменного угля и антрацита на 15,5% – на 2 млн 343 тысяч тонн – до 17 млн 426 тысяч тонн по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.