В Украине обозначился новый силуэт врага – люди пожилого возраста
Дискриминация по возрасту — социальная проблема, которую в Украине не решают и замалчивают.
Мантры о возможностях инновационной модели развития Украины занятие важное, но десятилетиями традиционно бесперспективное. Реформа науки и высшего образования остается на задворках сознания у большей части общества. В Украине не только теоретические изыскания в упадке, но и одно из главных элементов этой инновационной модели — практическое внедрение научных решений с последующей коммерциализацией.
Еще лет семь тому назад Борис Патон, президент НАН Украины, признал, что госфинансирования хватает в основном только на зарплатный фонд академии. Понятно, что реформировать академию, как и систему финансирования науки надо. Самый спорный вопрос — как это сделать, сохранив (не помножив на «ноль») то, что досталось нам в этой системе с прежних времен. При этом в обществе появляются рассуждения уровня известного героя известного киевского писателя — «взять все и поделить». Оказывается, причина нынешней печальной ситуации: пожилой возраст украинских академиков.
Ниже как раз на данную тему в своей колонке рассуждает Александр Виноградов, правозащитник, председатель правления общественной организации «Рiвновага»:
В январе украинские СМИ вывела из спячки сенсационная новость об открытии лекарства против рака, которое сделало известной на всю страну доктора наук Ольгу Броварец. Затем выяснилось, что находка молодой ученой при всех ее заслугах и талантах на сенсацию, увы, не тянет. Тем не менее, появился информационный повод, который обнаружил не только поверхностное отношение к фактам, свойственное неразборчивой прессе, но и напомнил о печальных фактах нашей действительности.
Одно из СМИ недавно опубликовало статью по поводу того, почему травят молодого ученого и какой возраст у «гениальности». В нем приводится следующая аргументация отсутствия в нашей стране Нобелевских лауреатов — средний возраст членов президиума Национальной академии наук равен 75 годам. И для большей убедительности приводятся данные, которые показывают, что на 52 украинских академиков приходится 3877 лет жизни.
Чего не хватает в таких статистических выкладках, так это доказательной базы. Потому что не из-за пенсионного возраста академиков в Украине наука влачит жалкое существование. И не по той причине, что люди много младше ученых, но точно не умнее их, сменяют друг друга в высших эшелонах украинской власти. Отсутствие важных открытий в фундаментальной науке — это результат целого комплекса причин, следствие системного кризиса государственного управления, отсутствие экономической базы.
А чего следует ожидать после предъявления безосновательных претензий к почтенному возрасту академиков, всех, без исключения, — на основании одной только даты рождения? Очевидно — публичного сожаления об отсутствии графы «национальность» в паспорте гражданина Украины.
Парадоксально, но подобные публикации, вместо того, чтобы отвлечь внимание на малозначимые детали, привлекают тем, что служат лишним доказательством близорукости СМИ и инертности общества.
Возможно, части общества хотелось бы видеть на месте престарелых академиков «молодой и дружный коллектив». Но результат был бы тем же — украинская академическая наука находилась бы в том же положении, в котором она пребывает в настоящее время.
В Украине обозначился силуэт врага номер один — люди пожилого возраста, наступающего, согласно последней классификации Всемирной организации здравоохранения, в 60 лет. В нашей стране на конец прошлого года насчитывалось около 12 млн пенсионеров. Дефицит Пенсионного фонда Украины достиг 150 млрд грн.
Государство увеличивает выход возраста на пенсию, сокращает выплаты работающим пенсионерам, но никак не реагирует на ущемление прав граждан при найме на работу.
Кризисная ситуация в экономике вынуждает работодателей сокращать издержки, а в худших случаях — сворачивать бизнес. Многие тысячи профессионалов с уникальным опытом работы не могут найти себе применения — и не потому, что уже достигли рубежа 60 лет.
Достаточно изучить публикующиеся в интернете вакансии, которые людям возраста 45+ читать вредно и бесполезно.
И вместо того, чтобы помогать разрешению перезревшей проблемы — дефицита квалифицированных кадров из числа людей среднего возраста, СМИ или не замечают дискриминации по возрастному принципу на рынке труда, или же самостоятельно, движимые благими намерениями, противопоставляют одних граждан другим.
Хорошо было бы завершить примерами того, почему пресса оказывается среди активных участников процесса дискриминации по возрасту при найме на работу, но наша цель — объединить граждан Украины, а не разделить по любому из признаков. Хотя бы потому, что молодые люди так же становятся жертвами предрассудков сотрудников кадровых служб.
Так и получается, что в нашем современном обществе человек в начале жизненного пути испытывает сложности при трудоустройстве из-за своего юного возраста — молодой еще, чтобы в зрелые годы столкнуться с предубеждениями — слишком стар.