В Украине приняли закон: как теперь будет выглядеть «супружеский долг»
Хотя в сети и шутят над необходимостью получать «согласие на проникновение» от супруга, но это дополнительная мера по усилению борьбы с домашним насилием.
Украинское законодательство планомерно и последовательно приводят в соответствие с европейским. 11 января вступил в силу закон «О предотвращении и противодействии домашнему насилию». Согласно его положениям, наказание за совершение домашнего насилия предполагает общественные работы на срок от 150 до 240 часов, арест до шести месяцев, ограничение свободы на срок до пяти лет или и вовсе — ее лишение на срок до двух лет. Предыдущим решительным шагом стало внесение изменений в Уголовный кодекс о защите детей от сексуальной эксплуатации. Соответствующий закон, криминализирующий даже добровольные половые сношения с лицом, не достигшим 16-летнего возраста, совершенные взрослым, Петр Порошенко подписал в апреле прошлого года.
Необходимость в урегулировании этого вопроса назрела уже давно. Согласно заявлениям правозащитников, более 165 тысяч пострадавших от насилия украинских женщин ежегодно обращаются в полицию за защитой. В реальности количество жертв значительно больше, но такие проблемы в украинском обществе принято замалчивать, не вынося сор из избы. Впрочем, согласно рейтингу стран, где женщины чаще всего становятся жертвами бытового насилия, Украина является не самой неблагополучной европейской страной.
После принятия нового закона домашним насилием считаются не только побои, но и «психологическое и экономическое давление», которое, однако, еще нужно доказать. Расширяет закон и перечень тех, кого можно считать жертвами домашнего насилия. Отныне это не только муж и жена, но даже двоюродные родственники и «сожители». Расширены и права соответствующих служб. Например, полицейские, услышав крики и шум, которые будут свидетельствовать об избиении, имеют право взломать дверь и войти в помещение «без спроса».
В общем, несмотря на кое-какие недочеты, закон должен, вроде бы, получить единодушное одобрение в обществе — ведь он направлен на искоренение «варварства и дикости» в быту и призван помочь вступить стране в «семью цивилизованных народов». Однако неожиданно многие обратили повышенное внимание лишь на новации, регламентирующие сексуальные претензии супругов друг к другу. Конечно, хорошо, когда «как в Европе», но если за якобы недобровольный секс с женой можно угодить за решетку, то, может, ну ее, эту «цивилизацию»?
Между собой многие украинцы новые правила называют не иначе, как законом «о согласии на проникновение» или «об интимных разрешениях». Теперь сексуальные действия, совершенные без добровольного согласия партнера, будут квалифицироваться как изнасилование или сексуальное насилие. Такая трактовка будет соответствовать позиции Европейского суда по правам человека, который установил, что государство обязано расследовать каждый половой акт, осуществленный без согласия потерпевшего лица, даже если оно не оказывало физического сопротивления.
Ранее привлечение к уголовной ответственности было возможно только в случае, если применялись угрозы, сила или злоупотребление уязвимым состоянием потерпевшего лица. Теперь преступлением будет считаться «проникновение в тело партнера без его добровольного согласия». Если один из них не сказал второму четкое «да» или просто промолчал, то это следует трактовать как несогласие. Но даже без «проникновения в тело» как «насилие» можно трактовать любые действия сексуального характера, которые не связаны с половым актом, но прошли без согласия партнера. Также теперь потерпевшее лицо не обязано в процессе судебного расследования доказывать, что оно пыталось оказывать сопротивление сексуальному насилию.
Вопрос, каким образом «узаконить» даваемое согласие, и что делать, если один из партнеров его дал, но затем передумал и объявил об изнасиловании, остается открытым. Юристы то ли в шутку, то ли всерьез говорят, что секс на территории Украины становится «рискованным занятием». Гражданам «предлагается» теперь не приступать к осуществлению физиологического процесса, в том числе и к выполнению супружеского долга, не обменявшись с партнером расписками о добровольности своего участия. Также есть предложения требовать у Минюста разработки мобильного приложения, чтобы добровольное согласие можно было выражать и с помощью гаджетов.
Еще один ряд «подводных камней» закона — новые формулировки статей Уголовного кодекса об изнасиловании (ст.152 УК Украины) и сексуальном насилии (ст.153). Согласно первой, получается, что насильником может быть исключительно мужчина, поскольку потерпевшим признается лицо, которое испытало «вагинальное, анальное или оральное проникновение». Получается, что при определенных обстоятельствах женщины-насильницы смогут избегать строгого наказания из-за формулировки о «проникновении в тело потерпевшего», подпадая лишь под ст. 154 УК («Принуждение к вступлению в половую связь»). В результате этого казуса с «проникновением» за секс с несовершеннолетним взрослой женщине будет грозить максимум арест на полгода, в то время как за аналогичные действия с несовершеннолетней мужчине «светит» от 7 до 12 лет тюрьмы. А за секс с женой, которая постфактум (в силу, например, бытовой ссоры) решит написать на него заявление, — от 3 до 5 лет заключения. Заодно мужчин «обидели» формулировкой, которая гениталии (мужские) относит к категории «предметов», которыми «пользуется» насильник. Ну это уже мелочи.
Каким образом правоохранители намерены разрубить эти «сексуальные узлы» — непонятно. Работники прокуратур хоть и успокаивают общественность, и обещают не «паковать мужиков пачками», сами в приватных разговорах признают, что закон «сырой и дырявый», при желании его можно обратить в орудие мести и шантажа. Народ же пока развлекается, рассылая друг другу рекламу мобильных приложений и печатных бланков, при помощи которых можно зафиксировать «согласие на секс».