В Украине запускается единая система для неотложек
В стране продолжается реформа экстренной медпомощи — Минздрав готовится к запуску электронной системы для неотложек «Централь 103».
В перспективе она объединит все украинские оперативно-диспетчерские службы (ОДС) в единый ресурс, что позволит быстро обмениваться данными о принятых вызовах. Какие еще преимущества даст новая система.
Когда и где
В ближайшее время к «Централь 103» подключат восемь областей (Винницкую, Донецкую, Запорожскую, Одесскую, Полтавскую, Тернопольскую, Харьковскую, Херсонскую) и Киев. Пока в тестовом режиме. На обкатку системы чиновники выделяют год. После этого, если результаты будут положительными, «Централь» внедрят в остальных регионах. В будущем «Централь 103» будет взаимодействовать с системой E-Health. Это поможет создать полноценную электронную медкарту пациента, а также позволит системам обмениваться данными — медики на вызове смогут онлайн получить доступ к истории болезни пациента. Пока же система тестируется, в Минздраве собираются разработать единые требования к оперативно-диспетчерским службам.
Скорость и спутник
В первую очередь обмен данными поможет наладить контакт между службами.
«Отсутствие взаимодействия приводит к абсурдным ситуациям. Например, при ДТП на границе двух областей выезжает бригада скорой, которая находится дальше от места происшествия, но формально именно она должна принять вызов», — рассказывают в Минздраве.
Система же призвана оптимизировать работу ОДС и повысить их эффективность. Если сегодня среднее время обработки вызова составляет 3—5 минут, то «Централь 103» должна сократить его до одной минуты. Это станет возможным благодаря автоматическому подбору доступных ближайших бригад — сегодня диспетчеры обзванивают экипажи самостоятельно. А чтобы система «видела» местоположение каждой команды и ее статус, на всех машинах экстренной помощи установят GPS. Это поможет скорым быстрее добираться до пациентов — вместо сегодняшних 16—20 минут за 9—12 минут.
Вызов без звонка
Вызов скорой помощи станет также доступным для людей с нарушениями слуха и речи — таких, по данным Минздрава, в Украине около одного миллиона. «Централь 103» предусматривает неголосовой вызов — можно будет просто послать сообщение диспетчеру.
Также при необходимости система поможет диспетчерам быстро привлечь к оказанию экстренной помощи работников других экстренных служб — полиции и спасателей.
«В рамках проекта мы впервые в режиме реального времени увидим, на каких этапах возникают проблемы. На основе этих данных Агентство экстренной медицины сможет давать рекомендации по повышению качества оказания помощи», — поясняет глава проекта по оптимизации работы ОДС экстренной медпомощи Роман Ланский. — Например, это могут быть советы по необходимому количеству бригад в определенном регионе и мест их размещения».
Медики: «Без диспетчера не разобраться»
Фельдшер Виталий Роик с Николаевщины говорит, что у них в области подобная система уже действует:
«Скорость приезда бригад теперь на высоте. Но минус ресурса в том, что он до сих пор не разделяет вызовы на профильные и непрофильные. Часто приходится выезжать к тем, кому срочная помощь не нужна».
Врач Людмила Цыганкова сомневается, что «Централь» сможет без помощи диспетчеров корректно распределять вызовы:
«Только диспетчер знает, какое оборудование в какой машине и где квалификация экипажа больше подходит под вызов».