Проверка боеготовности всех родов войск, внеплановые масштабные учения, ревизия атомных бомбоубежищ и переподчинение местных властей военным округам – подобных приготовлений к «большому Пэ» в России не проводили со времен международного напряжения начала 80-х или даже Карибского кризиса. На затею Москвы в мире смотрят кто с непонимающим удивлением, кто с легкой иронией, но многие и с серьезным беспокойством. Ведь причины для тревоги есть — особенно у тех, на чьи головы, в случае чего, будут падать обломки ядерной войны…




Всероссийская полундра


В марте 2014 года Россия вторглась в украинский Крым без всякой видимой подготовки, без предварительных ультиматумов, даже не объявляя войны — всего лишь силами нескольких мотострелковых подразделений и переодетых в местных «активистов» спецназовцев ГРУ и ФСБ. Действуя неожиданно, целеустремленно и напористо, «отморожено» не обращая внимания на политические писки Киева, она захватила полуостров за каких-то две недели. А украинские политики продолжали спорить между собою о том, как именно реагировать на действия России.

Возникает вопрос: если Россия без всякой подготовки и малыми силами устроила Украине «крымский блицкриг», то что же она задумала, приводя в движение целые военные округа и реанимируя гражданскую оборону? Опасения людей, задумывающихся об этом, вполне понятны. И на этот раз тревога возникает не только у украинцев и других ближайших соседей России, но и у жителей всех западных стран, включая США. Ведь понятно, что Путин играет мускулами своей миллионной армии и размахивает крупнейшей ядерной дубинкой планеты не для того, чтобы попугать Украину или Эстонию. И уж понятно, что московские бомбоубежища «проветривают» не для того, чтобы прятаться там от украинской авиации.



Стоит сразу отметить, что масштабная подготовка России к неким событиям глобального масштаба идет уже не первый год. Пожалуй, первый звоночек раздался еще в 2013 году, когда, несмотря на начавшийся экономический кризис, Москва не только не остановила скупку золота в огромных масштабах, но и форсировала её. Бюджетные заначки нефтедолларовых фондов стремительно таяли, рубль пикировал вниз, а Путин, как одержимый, приобретал золото десятками тонн каждый месяц. С 2007 по 2013 года золотой запас России вырос с 400 до 900 тонн, а с 2013 по настоящее время достиг 1240 тонн (около 42 миллиардов долларов по нынешним ценам). Одновременно с этим за 2014-2016 годы в золотовалютном резерве РФ упала доля ценных бумаг США: со 132 до 85 миллиардов долларов. Для сравнения: ВВП Украины за нынешний год прогнозируется на уровне 83-87 миллиардов долларов.

Вторым звонок, даже уже, пожалуй, целым набатом, была «крымская операция». Многие до сих пор не понимают, зачем Путин нажил себе и всей России этот геморрой – неужели только ради поднятия личного рейтинга? Неудивительно, что это вызывало сомнения в его здравомыслии и адекватности. Однако существует и иное мнение: что аннексия Крыма была лишь одним эпизодом из целой цепочки запланированных событий, лишь частью большого «плана Путина». В свою очередь, поддержка сепаратистов Донбасса стал отвлекающим маневром, который отвел внимание опомнившейся Украины от Крыма и выплеснул весь её гнев на Луганск и Донецк. В итоге украинские войска застряли под Авдеевкой, а не Балаклавой – что и было нужно Путину.

Третий набат прозвучал в марте 2015 года. Тогда в России произошли довольно интересные события: сначала на три дня куда-то пропал её президент, а затем начались внеплановые и грандиозные военные учения. Возникало даже сомнение, а учения ли это: 15-16 марта по тревоге подняли все флоты, стратегическую авиацию и РВСН, о готовности к запуску ракет отрапортовали подводные ядерные силы, а несколько военных округов устроили маневры сухопутных войск. Маневров такого масштаба, как в 2015 году, никто из российских генералов не припоминал даже в советские времена, и только увешанные медалями девяностолетние «герои Шипки» рассказывали, что подобное происходило во времена противостояния Хрущева и Кеннеди.

Четвертым эпизодом стало включение России в Сирийскую военную компанию на стороне Асада. Это был первый с советских времен случай прямой военной поддержки Москвой «дружественного режима». И опять же, его рассматривали в отдельности от всех других событий, лишь как еще одну военно-политическую авантюру Путина с целью поднятия своего рейтинга. Мол, не получилось присоединить Украину, так хоть побомбят Алеппо!

Однако «сирийская компания» Путина была явно недооценена, по меньшей мере, следящими за ней украинцами. Дело не только в том, что в Сирии российская авиация получала свой боевой опыт (пока российские пехотинцы получали его на Донбассе). Фактически, грубо ворвавшись в Сирию, Москва приостановила атаки авиации западной коалиции по силам Асада, в свою очередь, начав наносить удары по проамериканским повстанцам. В Сирии противостояние России и Запада оказалось куда острее, чем в Украине, там российская и американская авиации находились в воздухе на дистанции поражения друг друга. При этом Запад не смог найти формальных причин для того, чтобы вытолкнуть Путина из Сирии методом экономических санкций.

И вот теперь пятый эпизод: в России прошли новые военные учения, теперь уже по отдельным военным округам, к западным границам перебрасывают знаменитые «Искандеры», а также началась подготовка уже порядком забытой и заброшенной системы гражданской обороны. Проверяется стояние старых убежищ и начато оборудование новых, губернаторы подсчитывают запасы продовольствия на случай ядерной войны, а также введена норма закона, которая при объявлении военного положения переподчиняет местные власти, отделы ФСБ и полицию единому командованию военных округов.

Кроме того, по неофициальной информации, всем российским чиновникам пришло негласное указание вернуть обратно в Россию своих пребывающих за границей жен и детей. В Кремле наверняка понимают все последствия такого шага: ведь российская элита, чьи дети учиться в Лондоне, а жены живут на виллах Лазурного Берега, будет просто в ярости, если её заставляют это сделать чисто из патриотического выпендрежа. А если нет? Вот как раз этот вопрос и вызывает тревогу у миллионов.

На что напрашивается Путин?

До сих пор все перечисленные эпизоды кремлевской политики обычно пояснялись либо попытками Путина поднять свой политический рейтинг, либо его умопомрачением. Однако гипотезу о шизофрении, столь популярную у патриотически настроенных украинцев, стоит отбросить. Путин – не всемогущий тиран-одиночка, он представитель определенной группы элиты, которая в свою очередь стоит во главе всей разношерстной российской аристократии. И эти «лучшие люди России» просто не позволят управлять собою опасному параноику. Если российская элита разрешает Путину играться в третью мировою войну, значит, она с ним в доле и поддерживает его стратегические замыслы. Но какие?

С точки зрения обывателей нашего глобального потребительского общества, наиболее реалистической является версия грандиозного политического спектакля Кремля — в первую очередь рассчитанного на отечественного российского избирателя. Не слишком отличаясь от избирателей других стран, он тоже готов терпеть лишения и сплотиться вокруг власти (или хотя бы не спешить её свергать), когда та объявляет войну какому-то общему внешнему врагу. Для россиян таким врагом является Запад, конкретно – Америка, и у них даже не возникает вопросов «зачем?» и «почему?», настолько естественным для них кажется российско-американский дуализм.

Если «возвращение Крыма» вызвало у россиян неистовое ликование, то подготовка к войне с Америкой введет их в патриотический транс. А в этом состоянии они не только позволят Путину править собою вечно, но и собственными руками прибьют всех его противников как «агентов Госдепа».

Вот только не слишком ли дорого обходится России подобный спектакль? Вот, например, украинский коллега Путина вот уже два года совершенно бесплатно грозит кулаком Москве, регулярно вещает на весь мир о российской агрессии и украино-российской войне на Донбассе – но при этом не идет дальше громких заявлений. Путин же вверг Россию в убытки, исчисляющиеся десятками, если не сотнями миллиардов долларов, а теперь он ставит на уши всё российское общество.

А если это всё-таки война? Против этой это мысли восстает разум, сформировавшийся в шаблонах публичной политики времен «холодной войны» и постсоветской эпохи. Ведь первое, что приходит в голову при одном упоминании даже обычной, не мировой и не ядерной войны – это убытки и экономический кризис. Поэтому считается, что экономическая элита (а именно такая сейчас стоит у власти в большинстве страна мира) старается избегать конфликтов и потрясений. Но так ли это? Например, ряд кланов украинской элиты охотно «вложились» в Майдан, а сейчас неплохо себя чувствуют в атмосфере экономического кризиса и бесконечной АТО.

Скажем больше: иногда война дает экономике государства мощный импульс роста. Во время второй мировой уверенно рос ВВП (в твердых ценах) не только США, но и Германии и Японии (до бомбардировок 1944 года). Причем модель военной экономики характеризуется резким ростом крупного производства (государственного и корпоративного), дающего основной толчок роста экономики. Можно лишь удивляться, почему Украина выпадает из этих правил! Видимо, слишком много крадут…

Однако в соревновании экономик в войне на истощении на территории третьих стран (Украина, Сирия или Прибалтика) Россия безнадежно и сразу проиграет Америке. Собственно говоря, российская экономика рухнет сразу же, после того как американская экономическая система перестанет обслуживать российскую, отключив ей все операции с безналичными долларами. И тут даже 1200 тонн золотого запаса не хватит, чтобы спасти валютный баланс России. Именно эту зависимость российской экономики от американской называют главным фактором, сдерживающим Москву от конфликта с Вашингтоном – даже обычным оружием.

Впрочем, существует весьма фантастическая но, тем не менее, очень популярна в России версия конфликта с целью низвержения США с экономического и политического олимпа. Эта весьма занятная гипотеза гласит, что мир стоит на пороге большого переформатирования баланса сил, в ходе которого Европа попытается отобрать у Америки механизм генерации кредитов (конец эпохи доллара), а Китай и Индия постараются избавиться от кредитной и патентной зависимости от Запада. России же в этих событиях достается роль торпеды, направленной в борт Америки – что вдруг станет выгодным европейским банкирам и китайским красным олигархам.

О да, при этом, конечно же, пострадают миллионы мелких бизнесменов Европы и Поднебесной, но разве это когда-нибудь останавливало государство и олигархов? Все конфликты всегда начинались при полном игнорировании возникающих при этом проблем малого бизнеса.

Разумеется, что сценарий полномасштабной ядерной войны, даже с учетом уничтожения ПРО 70-90% взлетевших ракет, никому не нужен. Весьма вероятно, что конфликт, если он и случиться, произойдет лишь на территории третьих стран – так или иначе связанных с США. И его задачей будет политическая и экономическая дестабилизация Соединенных Штатов, после чего Вашингтон «добьют» на мировых конференциях европейские «киты» и азиатские «тигры».

Однако это всё лишь предположения, возникающие с каждой очередной новостью о подготовке России к полномасштабной войне. Кажущаяся бессмысленность таких действий говорит лишь о том, что от взора простых обывателей пока что скрыты какие-то серьезные процессы большой мировой закулисы. И как всегда, мы рискуем узнать о грядущем событии лишь после его начала, читая истерические комментарии растерянных политиков…