Война на Донбассе: Украине указали единственный путь
Мирослава Гонгадзе призвала Украину учиться жить в условиях войны
Украинская журналистка Мирослава Гонгазде рассказала, какое именно давление оказывает Белый дом на украинские власти, чем, по ее мнению, будет чревата победа Дональда Трампа на президентских выборах и почему Украине нужно научиться жить в условиях войны, как Израиль. Обо всем этом и ряде других вопросах Гонгадзе в интервью «Апострофу«.
— 5 октября российские СМИ по итогам переговоров в России Нуланд с Сурковым сообщили, что они якобы договорились усилить давление на Украину в вопросе выполнения минских договоренностей. Мирослава, с вашей точки зрения, есть признаки того, что США усиливают давление на Украину?
— Соединенные Штаты последовательно выступают в поддержку Украины. На сегодня все дипломатические усилия направлены на прекращение агрессии России в Украине. Украина пошла на подписание Минских соглашений и в определенный период они имели смысл, чтобы приостановить активную стадию войны и дать возможность украинским войскам перегруппироваться и усилиться. На сегодня же Минск, понятно, не работает. Но это единственный дипломатический механизм, по которому с Россией вообще можно вести переговоры. Если США сегодня и давят на Украину, то только в рамках исполнения Минских соглашений, которые, к сожалению, несовершенны и не приведут к решению конфликта.
Задача сегодня для украинской дипломатии искать новые пути и форматы переговоров и соглашений. Для мира Россия уже превратилась в страну-изгой. В частности, с последним блокированием резолюции Совета безопасности ООН по Сирии. Так что этим надо воспользоваться и добиваться не только усиления давления на Россию, но и возможного исключения России из Совбеза ООН. Не может страна, которая нарушает все международные нормы, оставаться в группе цивилизованных стран, которые должны заботиться о безопасности мира. Парадокс, что именно Россия сегодня возглавляет Совбез ООН. Этот международный нонсенс должен прекратиться, и Украина как один из учредителей ООН может и должна стать двигателем реформ в ООН.
— В украинских СМИ также появилась информация, что президент США Барак Обама перед уходом со своего поста пытается оказать давление на президента Украины Петра Порошенко, принуждая его к «компромиссу» с Москвой. Судя по всему, такая информация исходит из администрации президента Украины. Как считаете, может ли Петр Алексеевич входить в противостояние с властью США? И целесообразно ли это?
— У меня нет такой информации. В администрации США вопрос Украины курирует вице-президент Байден. Если на президента Украины и осуществляется давление, то, скорее, в вопросе усиления борьбы с коррупцией и проведения реформ. В интересах самой Украины измениться. Усилившись экономически и политически, Киев будет иметь больше аргументов отстаивать свои интересы, и США здесь является союзником Украины.
— Судя по выступлениям Порошенко, он поддерживает больше Хилари Клинтон, а не Дональда Трампа. Как считаете, это правильный выбор? Кто из этих кандидатов может быть более выгодным Украине?
— Как по мне, выбор здесь для Украины почти однозначный. Поддержка Путиным Трампа и бизнес-интересы последнего в России, восхваление Путина за его «лидерство» делают президентство Трампа для Украины не просто нежелательным, но даже опасным.
У Клинтон также не идеальный послужной список, но она, по крайней мере, имеет опыт международной политики, является ответственным государственным деятелем и здравомыслящим политиком. Эти президентские выборы в США — это разрыв всех шаблонов. Но их результаты, без преувеличения, определят будущее не только США, но и мира.
— У кого из кандидатов в президенты США, по вашему мнению, сейчас больше поддержки?
— Все опросы общественного мнения демонстрируют незначительное преимущество Клинтон. Но последний скандал с Трампом, связанный с его сексуальными домогательствами и грубыми высказываниями в отношении женщин, думаю, окончательно перевесил чашу весов на сторону Клинтон. У Трампа осталось мало сторонников в республиканском истеблишменте. Даже его собственный вице-президент потерял аргументы в его защиту. Должно произойти нечто экстраординарное, чтобы он получил шанс на победу.
— Часто в СМИ появляется информация о проблемах со здоровьем у Клинтон. Как думаете, это пиар-ходы соперников Клинтон или все же у нее есть серьезные проблемы? Как к такой информации относятся в США?
— Если честно, я не представляю, как человек, которому почти 70, может выдерживать такой дикий график кампании и при этом оставаться здоровой и в хорошем настроении. Единственная претензия к Клинтон, что она пытается быть сильной и скрывать свои слабости. Избиратели хотят видеть живого человека. Но тут я ее понимаю: первая женщина-кандидат в президенты США против такого конкурента, как Трамп, — это особый вызов. Любую слабость конкуренты используют против него, поэтому она должна оставаться сильной.
— Как считаете, решится ли Клинтон или Трамп предоставить Украине летальное оружие?
— Конгресс дал президенту США все полномочия по этому вопросу, вплоть до предоставления летального оружия. Поэтому не исключено, что при еще более агрессивной политике Кремля такое решение может быть принято.
— Как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию на востоке Украине? Как Украина может прекратить войну на Донбассе?
— Боюсь, что Украине придется долго жить в условиях войны. Пока Путин при власти в Москве, у Кремля нет никакой политической воли прекращать этот конфликт. Он заинтересован в дестабилизации Украины и будет продолжать свою черную работу. Единственный путь Украины — усилиться внутренне, построить свою армию, создать действенную и стабильную экономику, управление и научиться жить в условиях войны, как это сделал Израиль.
— Как насчет Крыма? Есть ли сейчас, по вашему мнению, какие-то пути для его возвращения?
— Я, к сожалению, таких предпосылок не вижу, пока Путин при власти в России. Но Балтийские страны были оккупированными более 40 лет, а сегодня — они успешные европейские государства.
— Когда Украина добьется деоккупации Крыма, что делать с россиянами, которые там живут?
— Тут как в старой шутке: смотрите предыдущий ответ.
— Что делать с пророссийски настроенными людьми в Украине? Согласны ли вы с утверждением, что их до сих пор очень много в Украине? И являются ли такие настроения, по-вашему, угрозой для Украины?
— Украинское общество прошло сложный путь за последние два года, и это путь консолидации и кристаллизации нации. Страна делает шаги в правильном направлении. Они не такие быстрые и ощутимые, как хотелось бы, но скажу вам, что далеко видится на расстоянии и я вижу тиктанические изменения сознания. Украинцы осознали себя как нация, стали более ассертивными и уверенными в собственных силах. Что же касается пророссийских настроений, то это объективная реальность, с которой надо работать. Должна быть государственная информационная политика, надо требовать выполнения законов относительно собственного теле- и радиопродукта в медиа, нужно совершенствовать учебные программы и усиливать изучение собственной истории, и со временем сознание людей изменится.
— В последнее время в Украине активно обсуждается тема введения визового режима с Россией и депортация россиян. Как вы оцениваете подобные предложения?
— Я считаю, что в условиях войны Украина должна защищать собственные границы и собственную безопасность, и считаю, что визовый режим с Россией необходим.
По депортации — это вопрос каждого отдельного случая, который должен регулироваться законом. Сегодня в Украине нашло убежище большое количество диссидентов из России, поэтому в этом вопросе надо быть особенно чувствительным.
— 4 октября на конференции Ассоциации армии США в Вашингтоне ряд американских генералов заявили, что война США и России «практически неизбежна». Мирослава, у вас есть ощущение, что такая война может возникнуть?
— Мы сейчас являемся свидетелями предтечи холодной войны. И Россия, и США заявляют об угрозе своей национальной безопасности со стороны друг друга. Политика Путина привела к серьезной дестабилизации в мире. Думаю мало кто возьмет на себя смелость делать какие-то четкие прогнозы. Нужна новая политика сдерживания, и надеюсь, что такая ответственная ноша станет посильной новому президенту США. Но я верю в силу и мудрость женщины, и, думаю, мир удастся сохранить.