Юрий Бутусов: Наступление остановили, но генералы не смогли смириться

Юрий Бутусов: Наступление остановили, но генералы не смогли смириться

17 января 2000 года начался второй штурм Грозного российскими войсками — чеченские бойцы уничтожили одного из командующих российских группировкой генерала Малофеева.




Оснащенные пехотным вооружением и минометами чеченские бойцы вступили в бой с российскими штурмовыми отрядами, которые получали мощную огневую поддержку артиллерии — были применены даже 240 мм тяжелые минометы, авиации — бомбардировщики, штурмовики и вертолеты, а также танков и бронетехники. Атака началась с артиллерийской и авиационной подготовки. По любым домам, где могли находиться чеченские воины, российские войска наносили массированные удары. Сносили целые кварталы. Снаряды и бомбы применялись без ограничений — Россия проводит карательные «антитеррористические операции» беспощадно к мирным жителям.


Однако пехота внутренних войск МВД, которая составляла основу штурмовых отрядов, показала очень низкую боеспособность. Внутренние войска бросили вперед укрепив их бронетехникой и артиллерией сухопутных войск — во внутренних войсках пехота имела более высокую комплектность по сравнению с армией, и в силу постоянного участия в обеспечении общественного порядка считалось, что они лучше подготовлены к боям в городе. Однако несмотря на абсолютное превосходство в силах, в ходе маневренных действий в развалинах и городской застройке мощные российские штурмовые отряды были остановлены небольшими маневренными группами чеченских пехотинцев.

Учитывая соотношение сил и колоссальное превосходство россиян, кажется чудом, но чеченцам 17 января удалось остановить российское наступление.



Российские генералы с этим не смогли смириться. Командующий штурмовыми отрядами на западном направлении Грозного генерал-майор Михаил Малофеев (он же — заместитель командующего группировкой федеральных войск «Север», начальник боевой подготовки 58-й армии ВС РФ), решил лично вмешаться в управление боем. Он прибыл на передовую в 1-й штурмовой отряд, сформированный из пехоты 674-го оперативного полка внутренних войск МВД, а также артиллерии и бронетехники 274-го мотострелкового полка ВС РФ, чтобы лично проконтролировать выполнение задачи дня — захвата консервного завода, перед которым остановился мощный шгурмовой отряд. Малофеев решил во главе с группой свыше 40 солдат и офицеров просочиться на территорию завода. закрепиться и вызвать резервы. Показать как надо воевать, скажем так. И действительно, группа Малофеева зашла на территорию завода. Однако он столкнулись с группой чеченских пехотинцев, завязался бой. Судя по описанию боя от его участника — российского подполковника Цехановича, чеченцев было не больше, чем россиян, а скорее всего даже меньше. Однако вскоре после начала огневого контакта российский отряд рассыпался, управление боем было утрачено. Неизвестный чеченский боец застрелил генерала Малофеева — генерал решил омотреться и высунулся из амбразуры — но сразу получил две пули в голову.

После этого российская штурмовая группа просто сбежала с поля боя, бросив тело генерала и тело раненого радиста 274-го полка Шароборина. Их тела россияне смогли забрать только спустя двое суток.

После гибели Малофеева наступление полностью провалилось, российские войска понесли большие потери. Большие потери понесли и чеченцы в результате большого огневого, численного и технического превосходства противника.

Уровень мотивации, тактика, организация и управление чеченской пехоты значительно превосходили российские войска. Ударные группы чеченцев не отсиживались пассивно в обороне, а старались просачиваться в боевые порядки россиян, сковывали действия российских войск короткими обстрелами и огневыми налетами, в общем действовали целеустремленно, навязывали инициативу.

Российские войска были гораздо пассивней, инициативу проявляли эпизодически, поскольку к маневренным действиям российская пехота была подготовлена слабо. Основные надежды командиры возлагали на артиллерию, авиацию и бронетехнику. В результате в случае контактного боя российская пехота не проявляла упорства и старалась разорвать контакт, управление зачастую терялось. К действиям без бронетехники и огневой поддержки российская пехота не была подготовлена. Поэтому любой обстрел воспринимался как снайперский, любой бой — как попадание в засаду, взаимодействие было налажено плохо, в контактных боях чеченцы как правило имели превосходство, и сознательно сближались с российскими позициями, чтобы снизить возможности российской артиллерии наносить удары.

По скудным данным чеченских источников, особую роль в чеченском ополчении сыграло создание ударных подразделений с более высоким уровнем подготовки. Такую роль выполнял прежде всего полк Шамиля Басаева. Ударные подразделения хорошо мотивированных пехотинцев, слаженные и хорошо знакомые с местностью, имели своей целью прежде всего нанесение огневого поражения российским войскам в своем секторе. Задача удержания позиций любой ценой не ставилась, чеченцы действовали маневренно, инициативно, командиры обладали большой самостоятельностью в рамках выполнения общей боевой задачи.

Штурм Грозного во второй войне в Чечне продолжался с 26 декабря 1999-го до 6 февраля 2000 года. В ходе второго вторжения в Чечню 1999-2002 годах, российские карательные силы потеряли по официальным данным почти пять тысяч убитыми и свыше 16 тысяч ранеными.

Что думаете по этому поводу? Оставьте свой комментарий