Заберут безвиз или ужесточат проверки
У Европы появилась очередная порция вопросов к безвизу с Украиной. В среду, 19 декабря, на сайте Еврокомиссии появился новый отчет об особенностях миграционной работы с безвизовыми странами (Албанией, Молдовой, Грузией, Сербией, Македонией и др.). Фигурирует в этом списке и Украина. Причем, не в лучшем виде.
Как констатируется в отчете, число нарушений украинцами безвизового режима стремительно растет, как, собственно, и количество отказов им во въезде. За прошлый год последний показатель увеличился на рекордные 47% — в ЕС не пустили более 33 тысяч украинцев. Армия нелегальных мигрантов выросла в 2017 году на 13% (до 33,4 тысяч человек). Говоря о нелегалах, Еврокомиссия имеет в виду, в первую очередь, наших заробитчан, граждан Украины, которые пытаются найти работу в Европе без оформления трудовых виз.
Не меньше, чем гастрабайтеры, еврочиновников беспокоят наши контрабандисты, поставляющие в ЕС сигареты.
«Украина остается транзитной страной для разного рода незаконных товаров, поставляемых в ЕС. Украинские преступные группировки продолжают участвовать в мошеннических схемах с акцизами, в частности, при контрабанде сигарет. Особенно активны группы контрабандистов управляемые гражданами Украины из Турции и Греции по маршруту Западных Балкан», — говорится в отчете.
Не прошла мимо Еврокомиссии и ухудшающаяся ситуация внутри нашей страны — ущемление прав гражданского общества, гонения против активистов, отсутствие успехов в борьбе с коррупцией.
Если суммировать — хуже нас в этом отчете выглядит разве что Молдова, которую открыто назвали «поставщиком» преступности в ЕС.
В Еврокомиссии неоднозначно намекнули — чтобы сохранить безвизовый режим, Украине придется изрядно постараться. И перечислили условия, которые нам придется выполнить.
«Страна» разбиралась насколько выставленные требования реальны и могут ли нас лишить безвиза.
Нелегалы и контрабандисты
Стоит отметить, что это уже не первые замечания Еврокомиссии к выполнению Украиной условий безвиза. Предыдущий отчет на эту тему появился ровно год назад — в декабре 2017 года.
И тогда претензии к нам тоже были. Причем, практически те же — нарушения правил въезда в ЕС, нелегальная миграция, коррупция в стране, крайне медленное проведение реформ (в частности, в сфере антикоррупционого законодательства и декларирования доходов). Тогда нам тоже «поставили на вид» и предупредили — Еврокомиссия будет отслеживать выполнение условий безвиза.
Но последний отчет Еврокомиссии все же более показателен, чем предыдущий — в нем цифры из прошлогоднего документа сравниваются со свежими данными. И это сравнение явно не в нашу пользу. Ведь налицо ухудшение ситуации практически по всем пунктам безвиза. Скажем, за прошлый год количество отказов украинцам во въезде в ЕС увеличилось на рекордные 47% (до более чем 33 тыс. чел.). Армия нелегальных мигрантов выросла на 13% (до 33,4 тыс. чел.).
«Динамику по отказам, хоть она и рекордная (плюс 47%) я бы всерьез не воспринимал. В цифрах отказов не так много, а увеличение связано с ростом потока украинцев в ЕС. До введения безвиза число отказов было намного больше, чем сейчас. То, что реально может стать проблемой — рост нелегального потока. Причем, Еврокомиссию беспокоит не только нелегальная трудовая миграция, в которой европейские работодатели даже заинтересованы, но и транзитные мигранты из Украины (из Средней Азии, стран СНГ и др. У нас нет приграничной инфраструктуры для борьбы с этим потоком, более того, работают коррупционные схемы по переправке таких мигрантов в ЕС», — пояснил глава секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский..
«Интегрированное управление границами остается проблемой, а межведомственное сотрудничество все еще недостаточно налажено», — констатирует Еврокомиссия.
Отдельный раздел в отчете посвящен проблеме преступности по безвизу. «Украина остается транзитной страной для различных товаров, незаконно поставляемых в ЕС. Украинские организованные преступные группировки продолжают участвовать в мошенничестве с акцизами, особенно в контрабанде табачных изделий в ЕС. Действуют группы контрабандистов, управляемые гражданами Украины из Турции и Греции по маршруту Западных Балкан», — констатирует Еврокомиссия.
«Контрабанда сигарет, бензина и спирта из Украины в ЕС — тема давно не новая. И, собственно, к безвизу она не имеет никакого отношения, поскольку зарабатывают на этом, в первую очередь, жители приграничных зон, которые и до безвиза ездили в Европу по упрощенному механизму. А на крупных поставках сидят не только украинские контрабандисты, но и целые группы по ту сторону границы», — говорит Андрей Забловский.
Стоит отметить, что в последнем отчете впервые появились упоминания о неких украинских «киберпреступниках», которые все чаще участвуют внедряются в европейское цифровое пространство. «Его стоит воспринимать в контексте «напоминания» нашим властям об активизации сотрудничества в сфере киберзащиты, так как в Европе эта тема сейчас как раз активизируется», — говорит Забловский.
Коррупция и давление
Особняком стоят антикоррупционные требования. Непосредственно они вопросов нелегальной миграции и других нарушений они не касаются, но при принятии решения о безвизе шел целый «довесок» в виде условий европейцев по борьбе с коррупцией.
В частности, Украина должна была создать Антикоррупционный суд. И формально он создан, но в реальности работать еще не начал, что не укрылось от глаз евробюрократии.
«Был создан антикоррупционный суд, но он еще не полностью функционирует. Начат процесс отбора судей по борьбе с коррупцией, который планируется завершить в начале 2019 года», — говорится в отчете, но тут же с обеспокоенностью отмечается, что специальная Группа международных экспертов, созданная для отбора антикоррупционных судей, все еще не имеет полного доступа к информации (наличие такой группы было ключевым условием Запада при создании антикорсуда).
Обеспокоенность европейцев является вполне обоснованной. По словам нардепа Сергея Лещенко через проволочку с Группой власти пытаются саботировать запуск работы суда.
«Порошенко старается подмять под себя все судебные и правоохранительные органы, — сказал «Стране» Лещенко. — Он начал это делать, когда еще был секретарем СНБО. Мало кто помнит, но в 2005 году он выбил себе право согласовывать судей по всей территории Украины. Я так понимаю, что сейчас у Антикоррупционного суда возникла проблема, поскольку международная комиссия не может себя реализовать из-за отсутствия аппарата. Есть определенные трудности именно с работой этой международной комиссии».
Также одним из условий предоставления безвиза был запуск автоматической системы проверки электронных деклараций (синхронизированной с реестрами имущественных прав и базами налоговиков по официально декларируемым доходам).
Некоторые подвижки здесь есть, но не слишком большие.
«Была также создана автоматическая система проверки электронных деклараций активов государственных должностных лица, программное обеспечение подключено к большинству государственных реестров. Несмотря на этот прогресс, необходимы дальнейшие меры для улучшения работы системы проверки и эффективной обработки деклараций», — говорится в отчете.
Отдельно в документу отмечается усиливающееся давление на гражданское общество и активистов, и крайне медленное расследование дел по нападениям на них.
В общем, пока эти все претензия не носят критический характер, но явно накапливаются, что в перспективе может привести к тому, что вопрос об отмене безвиза станет ребром.
«Европу беспокоит тот факт, что украинские власти отходят от условий и ассоциации, и безвиза. Особо ничего не предпринимается. Плотного приграничного сотрудничества, создания инфраструктуры по борьбе с нелегальными мигрантами и контрабандой не вышло», — отмечает глава Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
Пострадают заробитчане и туристы
В Еврокомиссии пишут: Украине нужно «принять срочные меры для продолжения начатых реформ, в частности, по борьбе с коррупцией и нелегальной миграцией».
Полный список условий, которые нам нужно выполнить для сохранения безвиза, следующий:
- сократить число прибывающих из Украины в ЕС нелегальных мигрантов
- отказаться от излишнего регулирования общественных и неправителственых организаций
- обеспечить независимую и эффективную работу антикоррупционных структур
- запустить систему декларирования собственности госчиновников
- повысить эффективность полиции и спецслужб в борьбе с оргпреступностью, в том числе, киберпреступностью
Как видно, основные претензии касаются не столько отдельных граждан, нарушающих миграционное законодательство, сколько всей государственной машины. И, понятно, что выполнять все эти «хотелки» для безвиза в Украине никто не будет, тем более, что накануне предвыборной кампании нашим властям явно не до глобальных реформ.
«Поэтому все эти условия, скорее всего, останутся невыполненными», — говорит Охрименко.
Могут ли нас за это лишить безвиза? Охрименко считает, что вряд ли. С ним согласен и Андрей Забловский.
«Безвиз был скорее политическим решением. К нам и тогда было много претензий. При этом процедура лишения безвиза достаточно громоздкая и сложная — нужно, чтобы ее одобрили все члены ЕС», — говорит эксперт.
Однако в выводах к отчету Еврокомиссия все же напоминает: «В случае если какое-либо из требований не выполняется, в Регламенте изложена процедура временного приостановления действия безвизового режима».
Правда, первую показательную порку могут устроить не нам, а Молдове и Грузии.
«Увеличение количества необоснованных заявлений о предоставлении убежища в случае Молдовы и Грузии, является источником беспокойства», — говорится в отчете.
Впрочем, по мнению аналитика rabota.ua Татьяны Пашкиной, даже если безвиз для Украины и не отменят, могут быть другие ужесточения.
«Станут более тщательно проверять при пересечении границы на предмет нелегального заробитчанства, возможны трудности у туристов — будут подозревать не туризм. К примеру, поляки уже начали «чистить» мигрантов — и у них сократилась доля нелегальной трудовой миграции А вот Чехия и Германия пока «протекают» в этом вопросе. Но сейчас Германия обновляет свое трудовое законодательство — посмотрим, что она скажет по поводу нецелевого использования польских рабочих виз», — говорит Пашкина.