Зачем Порошенко начал пугать украинцев военным положением

Зачем Порошенко начал пугать украинцев военным положением

Президент и Юлия Тимошенко синхронно заявили о необходимости вводить военное положение.




Но на деле к радикальному шагу Банковая не готова — это обрубит возможный кредит от МВФ. Зачем власть вновь играет на щекотливой теме, пишут Вести.


Кто качает ситуацию

Первым о возможности введения военного положения (ВП) высказался замглавы АП Константин Елисеев — в разгар боев у Авдеевки он заявил, что Банковая этот вопрос пока «не обсуждает».



Пару дней спустя заявление сделал уже президент: «Если террористы перейдут линию столкновения, в тот же миг я подпишу указ о введении ВП и передам в парламент», — пообещал он. Мяч моментально перехватила Юлия Тимошенко, усугубив тезис необходимостью прекратить торговлю с Донецком. Покатился снежный ком из радикальных заявлений: нардеп от БПП Ирина Луценко назвала условием «наступление по всем фронтам», ее коллега Борислав Розенблат пообещал проект закона о ВП уже к среде.

О чем речь: ВП подразумевает передачу власти военным администрациям (а не военно-гражданским, как на Донбассе), перевод экономики на военные рельсы (что сразу ударит по интересам большого бизнеса и олигархов).

«Для граждан это означает ограничения — на собрания и деятельность партий, передвижение (введение комендантского часа), придется иметь с собой документы. ТВ и радио могут обязать снять с эфира развлекательные программы и транслировать текущие сообщения, скажем, каждые полчаса. И, конечно, могут отрубить интернет и мобильную связь», — пояснил юрист Иван Либерман. Также могут изъять имущество или отправить на гражданские работы.

«Если абстрагироваться от политики, по закону президент уже может ввести ВП — для этого необходимо фактическое вторжение вооруженных сил другого государства на нашу территорию или лишь угроза вторжения», — сказал «Вестям» военный эксперт Игорь Козий.

Иное мнение у экс-главы Генштаба ВСУ Игоря Романенко. «В данный момент необходимость отсутствует, ВСУ способны выполнять задачи на тактическом уровне, нельзя допускать, чтобы война переросла в широкомасштабную», — считает он.

Без кредитов и выборов

Глубинный смысл введения ВП становится ясен, если вспомнить, что полгода назад политики также вовсю спекулировали на этой теме. В июле заявление исходило от секретаря Совбеза Александра Турчинова. «Ее используют в момент социально-экономического кризиса, при росте протестных настроений: «будете «качать» — введем ВП, — пояснил политолог Руслан Бортник. — Вместе с тем вводить его нельзя: Петр Порошенко — это не Пиночет или Ким Чен Ир, при поддержке ниже 10% он повторит судьбу ГКЧП — такой указ спровоцирует общество».

Важное уточнение: в период ВП отменяется проведение любых выборов, о которых, как писали «Вести», заговорили все отчетливее, причем в разных лагерях. Однако один из нардепов от БПП анонимно сказал «Вестям», что это не может быть причиной.

«Два года ВП точно никто держать не будет, даже если допустить, что будет подпись (президента под указом. — Авт.)», — сказал нардеп.

«По некоторым данным, концепция введения ограниченного военного положения уже давно прорабатывалась АП. Сейчас же речь может идти о банальном шантаже внешнеполитических партнеров: понимая, что придется идти на компромисс, Киев создает площадку для отступления, чтобы не уйти на некомфортные позиции, — пояснил политолог Михаил Павлив. — Это означает, что ВП введено не будет, но власть скажет: мы не пошли на это, хотя ситуация нас обязывала».

Интересно, что заявление Юлии Тимошенко эксперты считают «политическим айкидо»: лидер «Батькивщины» попросту не хочет позволять Банковой в одиночку спекулировать на электорально выгодной теме (правда, речь идет о радикальном избирателе).

Истинное положение дел раскрыл близкий к президенту нардеп Сергей Березенко: «Вводить нужно будет, только если будут события вроде наступления по всей линии фронта. Но это имеет свои плюсы и минусы. Нужно будет объявить войну (а мы ведь не объявим ее территориям, которые не считаем самостоятельным государством). Плюс имеем риск прекращения кредитования со стороны наших партнеров в МВФ».

В конечном счете, по словам Бортника, введение ВП сыграет на руку России, которая получит козырь в виде попытки срыва Киевом Минских соглашений. «Это угроза, но она невыполнима», — резюмировал он.

Что думаете по этому поводу? Оставьте свой комментарий

Добавить комментарий