Жест реалиста
Различия в трактовке истории не должны влиять на современную политику.
Приезд президента Польши Анджея Дуды в Киев на празднование Дня независимости – конечно же, не ради переговоров. Это прежде всего жест, напоминание о том, что несмотря на собственные трактовки исторических событий времен Второй мировой войны Польша остается другом Украины. Совместная декларация президентов – тоже констатация этого факта, попытка выйти из ситуации, в которой оказались двусторонние отношения после известных решений парламента Польши. И за эту попытку Анджея Дуду нужно поблагодарить.
Мы должны понять, что слова «уже не будет как прежде», сказанные после Майдана, касаются не только наших отношений с Россией, которая из «братской страны» и партнера по СНГ буквально за несколько дней превратилась в нашего злейшего врага, агрессора и насильника. Это касается и Польши, и других соседних стран. И причина таких изменений – появление Украины как действительно независимого государства, как субъекта, а не объекта политики. К российскому протекторату у соседей не было никаких вопросов – тем более исторических, одна только жалость и стремление побыть «адвокатом». А у независимого государства – свои задачи и ориентиры. И своя историческая память, представление о которой может не совпадать с исторической памятью соседних стран и народов.
И в этом нет ничего страшного. Страшно не то, что твоя историческая память не совпадает с чужой, а то, что ты готов поменять ее в угоду другим. Именно этого делать ни в коем случае нельзя – потому что такие «компромиссы» в конечном счете губят государство.
Но вместе с тем различия в отношении к исторической памяти не должны влиять на современную политику. Стратегическое партнерство в Европе, общее противостояние вызовам нового времени, стремление остановить агрессию России против цивилизованного мира, экономическое взаимодействие – в интересах и Украины, и Польши. При этом украинцы могут считать УПА армией героев, а поляки напоминать о Волыни, поляки могут глорифицировать Армию Крайову и другие военизированные формирования времен второй мировой, а украинцы – напоминать о их участии в репрессиях против польских граждан украинского происхождения. Этим могут заниматься политики и об этом могут дискутировать историки.
Важно, чтобы все эти резолюции и дискуссии не оказывали никакого влияния ни на собственную историческую память каждого из народов, ни на двусторонние отношения и на наше сегодняшнее взаимопонимание. Это восприятие реальности продемонстрировал лидер правящей сейчас в Польше партии «Право и справедливость» Лех Качиньский, когда выступал на восставшем Майдане под портретами Степана Бандеры иРомана Шухевича. И это понимание реальности продемонстрировал президент Анджей Дуда, когда приезхал в Киев на празднование 25-летия независимости нашей страны.
Источник: newsru