Жесткий карантин: имел ли Кабмин право вводить ограничительные меры
С 6 апреля Кабмин своим постановлением существенно ограничил права украинцев в связи с карантинными мерами против распространения коронавируса. У граждан такой шаг вызвал явно неоднозначную реакцию: одни Кабмин хвалят, а другие остро возмущаются.
Подобная неопределенность характерна для юристов: одни считают, что Кабмин растоптал Конституцию, превысив полномочия, другие же полагают, что чиновники действовали в рамках закона, но без достаточных на то оснований.
В первый же день действия ограничительных мер юрист, общественный деятель и руководитель онлайн-проекта Pravnyk.Pro Александр Гумиров подал к Кабмину по этому поводу иск. В частности, он решил оспорить тотальный карантин, принудительное ношение масок здоровыми людьми и ограничение свободы передвижения для здоровых украинцев. В своем иске он ссылается на то, что Кабмин нарушил ряд статей Конституции.
Например, юрист апеллирует к ст. 33, в которой Конституция предоставляет гражданам право на свободное перемещение, к ст. 39, где говорится о праве украинцев проводить мирные собрания. В частности, он обращается и к ст. 28, в которой речь идет о праве граждан на уважение. Аргументы Гумирова целиком и полностью поддерживает и глава правления гражданской организации «Правозащитная инициатива» Богдан Чумак.
Но немало правоведов относятся к таким аргументам скептически. Они уверены, что Кабмин таки имеет право вводить такие меры и ограничивать права граждан в подобной ситуации. Вся проблема в том, что, во-первых, власти спокойно могут пользоваться декларативным и размытым характером Конституции. Во-вторых, загвоздка не в том, имеет ли Кабмин право на подобные меры, а в том, достаточно ли у него на то оснований.
«Ответить прямо, нарушает ли Кабмин Конституцию, невозможно. С одной стороны, он имеет такие полномочия. Но вопрос в том, имеет ли он настоящие основания эти полномочия использовать. Фактически на сегодняшний день с помощью наличных средств невозможно сказать, есть ли у нас эпидемия, чтобы использовать ее как аргумент», – отметил в комментарии UBR.ua адвокат, старший партнер адвокатской компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец.
Подобного мнения придерживается и юрист, управляющий партнер «Альянса правовых сил» Виталий Собкович.
«Проблема в том, что сфера конституционного права несколько туманна. Но за счет того, что нормы прописаны весьма декларативно, трактовать их можно либо по «черно-белому», либо по «серому». Я склонен к «серому», ведь, с одной стороны, Кабмин ограничил гарантированную Конституцией свободу граждан на перемещение, но с другой – руководствовался Законом о защите населения от инфекционных заболеваний», – говорит Собкович.
Как отмечает Собкович, этот закон также предусматривает возможность ограничений, которые принимаются местными органами самоуправления. Говоря иными словами, если трактовать вопрос насчет легитимности действий правительства широко, Кабмин Конституцию нарушил, но если – узко, то действовал совершенно в рамках своих полномочий.
«Многие граждане начинают искать нарушений Конституции, поскольку «введение таких мер возможно лишь при чрезвычайном положении, которого нет». Люди готовы бороться за свои права, не исполняя этого постановления. Но это тянет за собой нарушение норм карантина и штрафы для простых граждан – от 17 тыс. грн до 34 тыс. грн, а для должностных лиц – от 34 тыс. грн до 170 тыс. грн», – подчеркнул Собкович.
Юристы настоятельно рекомендуют исполнять все распоряжения Кабмина, ведь наказания, если уж попался, не избежать. Решение правительства законно и останется таким, пока его не обжалуют в судебном порядке.
«Пока определенный акт Кабмина или, например, Киеврады принят, он действителен. Его нужно выполнять. До момента, пока он не будет обжалован в окружном админсуде. Другой позиции лично у меня нет. Исходя хотя бы из риска для человека, который этих правил не придерживается. В противном случае он получит протокол, а суд уже решит, штрафовать ли его», – говорит юрист, партнер группы компаний Berylstone Денис Фетисов.
А такие штрафы многим нашим гражданам будут явно не по карману. Тем более, учитывая, что многие из них после объявления Кабмином ограничительных мер остались попросту без работы.
Как рядовых граждан, так и юристов беспокоит еще и то, что Кабмин, принимая подобные ограничительные меры, не заявляет о каких-либо конкретных планах по сегодняшним и дальнейшим действиям, обращает внимание Кравец. В правительстве говорят, что план есть, но деталей его не озвучивают.
«Важная проблема – Кабмин скрывает свои планы по борьбе с вирусом. Или попросту их не имеет. Я даже дал официальный запрос в Кабмин, чтобы правительство пояснило, что оно собирается делать. Мне уже месяц не отвечают, хотя на каждом заседании премьер рассказывает, что Кабмин следует какому-то плану. Но какому? Ответа нет», – резюмирует юрист.
Ростислав Кравец подчеркивает, что в обществе много шумихи из-за того, что введение подобных ограничительных мер не является комплексным.
«Все эти ограничения были введены Кабмином настолько бестолково и с очень широкими полномочиями проверяющих органов, что, конечно же, начали вызывать агрессию граждан. Ведь как, например, трактовать требование, чтобы все были в масках? Каких масках? Медицинских, карнавальных? Где они должны быть? На шее, в кармане? Никаких этих разъяснений нет», – говорит адвокат.
Он обращает внимание на другую острую проблему, которая заставляет задуматься многих граждан:
«Опять же. Попытки властей одеть всех в маски за свой счет явно противоречат иному закону, а именно – о санитарно-эпидемиологической защите населения, где отмечается, что все эти профилактические меры должны осуществляться исключительно за счет государственного бюджета. Поэтому и возникает глобальное непонимание того, что делает наш Кабмин», – отметил Кравец.
Источник: ubr.ua