Жители Славянска: «С уходом «ДНР» в наш город вернулась жизнь»
Славянцы принимают переселенцев, думают, как заработать, и следят за судьбой Штепы
Ровно два года назад город Славянск с населением более 100 тысяч жителей стал эпицентром военного конфликта на востоке Украины. Именно здесь в апреле 2014-го прозвучали первые выстрелы, были захвачены все административные здания и везде сорваны украинские флаги. 13 апреля СНБО сообщил о начале антитеррористической операции, 14 апреля соответствующий указ подписал и. о. президента Украины Александр Турчинов. И если Славянск и Краматорск освободили менее чем через три месяца, то главные города региона до сих пор продолжают находиться под оккупацией.
Три месяца – вечность
«Когда захватили Славянск, никто не понимал, что происходит, и чего ждать дальше. Шок начал приходить гораздо позже, когда вокруг города началась война, летали вертолеты и самолеты, а город сотрясали взрывы. Три месяца боев показались нам почти вечностью, — вспоминает жительница Славянска Ирина Чуюмова. — После захвата продукты в городе закончились ко второй неделе. Бывали перебои то с водой, то со светом. С уходом «ДНР» жизнь вернулась. Выплатили пенсии, зарплаты. Газ, свет, вода — есть. Работу можно найти, в магазинах полно продуктов… Военных на улицах, конечно, стало меньше, чем два года назад. Тогда было много саперов, которые город разминировали. Сейчас солдат меньше, отношение у нас к ним вполне нормальное, не могу сказать, что они неадекватно как-то себя ведут». Общие работы по разминированию Славянска закончены и город почти чист. Хотя периодически поступают звонки от людей, нашедших взрывчатку у себя в огороде…
Фото: AFP
«Живем как обычно«
Славянск хоть город и небольшой, но уже поглавнее Донецка будет. Тут законные органы власти, банки, магазины, суды, есть связь с внешним миром в виде автобусного и железнодорожного сообщения. Сюда часто едут с оккупированных территорий, чтобы, например, оформить документы, свидетельства о рождении или смерти. Здесь заканчиваются ремонты пострадавших во время оккупации от обстрелов зданий и жители уже вовсю подписывают петиции о строительстве велодорожек, в соцсетях обсуждают, где лучше провести майские праздники, а в реале выясняют, отчего пропадает электричество в центре города и когда ликвидируют прорыв водопровода. «Живем обычно, почти как раньше. Улицы вот переименовали, мы пока не привыкли, что бывшая улица Ленина — теперь Университетская, а улица Калинина стала Учительской, — говорит местный житель Игорь Калишевский. — Но ради того чтобы был мир, мы готовы ко всему».
Славянск стал одним из основных городов для переселенцев с оккупированных территорий наряду с Краматорском и Мариуполем.
«За последние пару лет цены на квартиры у нас подскочили почти в два раза, — рассказывает житель Славянска Семен Гаранов. — Мои друзья из Донецка приехали в наш город переселенцами, снимают «двушку» за 2000 грн, хотя до войны подобная квартира сдавалась чуть выше тысячи. Из-за притока людей в наш город цены на аренду поднялись. А вот продукты у нас дешевле, чем в Донецке». Переселенка из Донецка Владислава Крук подтверждает: действительно, дешевле, хотя для тех, кто вынужден оплачивать съемное жилье, тоже дороговато. «После того как два месяца назад началась тотальная проверка переселенцев, появилась чехарда с выплатами — денег не дают, пока все справки не соберешь. А ведь у переселенцев каждая копеечка расписана по дням. Так что в этом плане трудно», — говорит женщина.
Помогают не всем
Также многие жители Славянска жалуются на то, что вынуждены восстанавливать жилье за свои деньги. «Да, есть несколько многоэтажек, которые восстановило государство, даже по телевизору показали. Но люди из частного сектора просто волком воют. Дома разрушены, а у людей нет денег заново их отстраивать. Власти помогают лишь частично: где-то окна поставили, где-то шифером помогли, где-то — стройматериалами, но это лишь капля в море, — говорит местная жительница Антонина Кузьминична. — Так это в Славянске, а если поехать в село Семеновку, почти ничего не восстановлено. Похожая ситуация и в поселке Черевковка — многие дома стоят разбитые».
Разрушения в 2014 году. Фото: AFP
Некоторые предприятия в Славянске закрыты или серьезно сократили штат сотрудников, какие-то так и не восстановились после боевых действий. «На предприятии, где я работаю, раньше был коллектив из 40 человек, а сейчас — четыре. Раньше продукцию в Россию продавали, а сейчас некому. Из-за того что у людей нет работы и денег — некоторые магазины так и не открылись. По городу кругом можно увидеть вывески «Аренда». Покупательская способность очень низкая. У меня друзья, чтобы выжить, переехали жить на дачу без каких-либо удобств, а квартиру сдают. Им просто дочку нужно учить, а найти другой вид заработка не могут», — говорит житель Славянска Александр Жуков и добавляет: «Но самое страшное для нас — возвращение боевиков».
В Славянске еще хорошо помнят опустошенные магазины, закрытые предприятия и постоянную стрельбу. «Люди такое испытали, что больше не хотят. Даже ярые сторонники «ДНР» сравнивая, что происходит сегодня в Донецке, уже давно стали за Украину. Вообще нужно садиться за стол переговоров – нельзя допустить новых боевых действий. Потому что разрушенных домов, мостов, дорог, заводов станет еще больше, и их годами нужно потом восстанавливать. Но у меня такое чувство, что люди, которые делают на войне бизнес – просто уже не хотят мира», – считает Антонина Кузьминична.
Судьба Штепы
С интересом следят славянцы за перипетиями вокруг бывшего мэра города Нели Штепы, обвиняемой в терроризме и посягательстве на территориальную целостность.
Ей грозит пожизненное заключение. Суды проходят в Харькове, и там эпатажная градоначальница остается верной себе: поет песни, ходатайствует о вызове в суд президента Украины, премьер-министра, главу СБУ и других официальных лиц в качестве свидетелей. «Штепа не препятствовала сепаратистам в городе весной 2014 года, но скорее всего, делала это из-за страха перед тысячами неадекватных мужиков», — говорят многие славянцы. Другие же считают, что она поддерживала боевиков, и тюремный срок для нее должен быть очень длинным.