Экология Донбасса в опасности: шахты заполняются ядовитой водой, земля просаливается, дамбы разрушаются

Экологи напоминают – вероятность локальных аварий на Донбассе достаточно велика




Экологи снова заговорили об опасности, которая притаилась на оккупированных боевиками районах Донбасса. Отсутствие достоверной информации из того региона и невозможность сделать замеры состояния воды, воздуха и почвы вызывает тревогу у экспертов. Плюс то, что никто на подконтрольных боевикам т.н. «ДНР» территориях никто не будет заниматься природоохранными мероприятиями – дорогостоящими и долговременными. Нет ни времени, ни денег – все уходит на войну и попытку залатать социальные дыры во избежание народных бунтов.


«Лунный пейзаж» в перспективе

Экология Донбасса давно уже стала притчей во языцех и ее недаром называли бомбой замедленного действия. В последние лет десять действие «бомбы» слегка замедлилось, поскольку предприятия начали-таки вкладывать в охрану окружающей среды значительные суммы и средства, как минимум, устанавливая фильтры и модернизируя очистные сооружения. Сейчас же, если почитать новости от «главного управления экологии и природных ресурсов ДНР», то становится ясно, что максимум на что сподобились боевики – это охотиться за браконьерами и рассказывать детям о недопустимости срыва первоцветов.



Эксперты уже бьют тревогу: из-за отсутствия масштабных природоохранных мероприятий в течение нескольких лет часть Донбасса будет собой представлять «лунный пейзаж». «Мы не можем нормально замерить даже радиационный фон в Донецке», – пожаловалась Лилия Простовая, переселенка, а совсем недавно – бывшая сотрудница одного из экологических институтов Донецкой области.

О катастрофической ситуации на оккупированных территориях Донбасса еще в конце прошлого года говорил президент Украины Петр Порошенко. «Боевики занимаются, среди прочего, отравлением питьевых вод, земли, флоры и фауны в регионе, который стал местом активных боевых действий. Как результат, почва и атмосфера серьезно загрязнены от взрывов снарядов, а также из-за утечек с химических и других опасных промышленных объектов», – сказал он.

0_6070f_8781d539_xl

Судьба отходов неизвестна

Буквально на днях словам президента нашлось очередное подтверждение. По информации Минобороны Украины, в Горловке боевики начали демонтаж и вывоз на металлолом оборудования «Шахты 2-бис», где захоронены отходы бывшего Никитовского ртутного комбината. Шахта находится в режиме «сухой консервации» – специальные насосы постоянно откачивают из нее воду. «В случае прекращения работы насосов для откачки воды на указанном объекте, возможно обрушение русла водопровода «Северский Донец – Донбасс», что, в свою очередь, приведет к прекращению поставок питьевой воды на большую часть Донецкой области, ее загрязнению ртутной породой и затопления прилегающих к предприятию поселков Ртутный, Мичурино и Бессарабка», – говорится в сообщении Минобороны.

Экологи добавляют, что похожая шахта находится и возле оккупированного Енакиево. «В 70-х годах на шахте «Юнком» был произведен ядерный взрыв. Шахтные воды из других выработок могут смешать с водами «Юнкома», подняться на поверхность вместе с радиоактивными веществами. Последствия непредсказуемы», – говорит Простовая. Донецкий эколог Сергей Денисенко акцентирует, что вероятность локальных аварий на Донбассе достаточно велика, хотя есть шанс, что угроза не распространится на весь регион.

____03

«Юнком». Фото: архив

«Угроза локальна, и в случае аварии будет поражена определенная местность, например, 10 километров от источника опасности. И если это произойдет на неподконтрольной территории, то мы можем и не узнать о произошедшем, пока не проведем полноценный анализ местности, – говори Денисенко. По поводу возможного проникновения горловских отходов ртути в грунтовые воды региона Денисенко относительно спокоен: «Насколько мне известно, различные проблемные вещества в течение 10 лет оттуда вывозились». Правда, эколог опять указывает на то, что существует абсолютное непонимание, что и в каком количестве осталось на предприятиях оккупированных городов и какова судьба этих отходов

Метан ищет выход

Особенность шахтерского региона, коим является Донбасс, – в наличие многокилометровых шахтных выработок, действующих или законсервированных. В выработках находятся шахтные воды, откачиваемые или нет, и газ метан, стремящийся в силу природы выйти наружу.

Из-за боевых действий множество шахт оказались обесточенными. Отсутствие откачки воды и вентиляции практически сразу приводит к выбросам метана и затоплению выработок, а вместе с ними – подтоплению близлежащих территорий и засаливанию подземных вод. После этого просоленная земля вряд ли сможет давать урожай, а метан, который просачивается сквозь трещины грунта на поверхность, может стать причиной взрыва.

«На оккупированной территории таких проблемных шахт уже десятки. Только в Донецке как минимум две – «Октябрьский рудник» и «Трудовская», шахта имени Абакумова вот-вот поплывет. В Горловке много попиленных шахт на металл в Макеевке, а уж в Луганской области – таких еще больше», – поделился с Сегодня.ua донецкий шахтер Игорь Слюсар.

__02

Фото: Соцсети

Контроля нет

Проблемы есть и на подконтрольных территориях. Возле линии фронта в Донецкой области несколько сел оказались под угрозой экологической катастрофы.

«В поселке Новгородское находится Дзержинский фенольный завод, где расположен шламонакопитель с 400 куб. метрами отходов фенольного и нафталинового производства. Дамба шламонакопителя частично повреждена в результате обстрелов со стороны боевиков. Поврежден трубопровод, через который ведется откачка воды, и в настоящее время уровень жидкости в накопителе достиг критической отметки. Дамбу может прорвать в любую минуту, – сообщил военный эксперт Дмитрий Тымчук. – Результатом прорыва может стать схождение ядовитого селевого потока, образование токсичного облака, заражение реки Кривой Торец, гибель людей. Под угрозой экологической катастрофы в первую очередь – поселки Новгородское и Нелеповка. Всего 13 тысяч человек. Из-за того, что в районе дамбы находится множество взрывоопасных предметов, работы по ее укреплению затруднены».

Никто не дает гарантии, что ядовитой воды нет в Донецке. Экологи боятся, что сейчас, при отсутствии какого бы то ни было контроля, собственники работающих предприятий не занимаются очисткой выбросов. Или просто сливают и закапывают отходы, не заботясь об их безопасности. Если в мирное время лечебные учреждения не гнушались сливать отходы просто из трубы в Кальмиусское водохранилище, то сейчас вероятность этого зашкаливает. «Вряд ли кто-то озабочен состояние могильника отходов в районе Донецкого казенного завода химических изделий или мусорными полигонами в Ларино или Авдотьино», – отмечает Лилия Простовая.

Источник: «Сегодня»

 

Что думаете по этому поводу? Оставьте свой комментарий

Добавить комментарий