Музей М.М.Коцюбинского

На улице Ивана Бевза в Виннице стоит скромный одноэтажный домик. Здесь в 1864 году родился великий украинский писатель, революционный демократ М.М.Коцюбинский. В этом же доме с большими перерывами Михаил Михайлович проживал 33 года – большую часть своей недолгой жизни. Кроме дома Коцюбинских, со старых построек сохранилась кладовая, сторожевая, участок усадьбы с садом.




В 1924 году по постановлению Подольского губкома мемориальная постройка была оглашена памятником старины и взята под государственную охрану. 8 ноября 1927 года, в десятую годовщину Великого Октября, в доме М.М.Коцюбинского состоялось торжественное открытие литературно-мемориального музея.


Музей М.М.Коцюбинского
Музей М.М.Коцюбинского

Это один из выдающихся культурных и научно-методических заведений Винничины. Его работники вносят значительный вклад в изучения и популяризацию творчеству М.М.Коцюбинского. Экспозиция и фонды музея систематически пополняются. Ныне среди его экспонатов, которые отображают жизнь, творчество, общественную и революционную деятельность классика украинской литературы, насчитывает более трех тысяч оригинальных документов, интересных архивов материалов, фотографий, картин и скульптур.

Заглянем и мы в музей М.М.Коцюбинского на тихой винницкой улице.



В центре двора, перед входом в музей, на гранитном постаменте установлен бронзовый бюст Михаила Михайловича Коцюбинского (скульптор – заслуженный деятель искусств И. Гончар). Бюст писателя стоит среди клумбы, где цветут его любимые цветы. На табличке написано: «Гвоздики Коцюбинского».

Идем к мемориальному домику. Музей отображает ту обстановку, в которой жила семья Коцюбинских. С веранды посетитель попадает в коридорчик. На стене – слова, которые выражают художественное кредо писателя: «Я весь среди своих героев – живу и жизнью, разделяю их горе и радости, говорю их языком и отдан их интересам».

Музей М.М.Коцюбинского
Музей М.М.Коцюбинского

Из коридорчика – вход в кухню со старинной украинской печью и плитой.

Следующие две комнаты рассказывают о детских и юношеских годах писателя. Здесь знакомимся с метрической книгой, открытой на странице, где имеется надпись о рождении Михаила Коцюбинского 5 (17 по новому стилю) сентября 1864 года.

С карты «Места пребывания М.Коцюбинского на Винничине» узнаем, в каких населенных пунктах он жил вместе с родителями. Отец, потеряв должность в Виннице, часто переезжает в поисках работы с одного села в другое. Семья побывала в Радовцах, Кукавце, Станиславчике.

Фото Шаргородской духовной бурсы напоминает о том, что в ней на протяжении 1876-1880 годов учился М.Коцюбинский. Подросток много читал вне программы, мировоззрение его быстро развивалось в революционном направлении. В витринах экспонируются старинные издания произведений Т.Шевченко, Марка Вовчко, В.Белинского, Н.Чернишевского, Н.Добролюбова, Н.Некрасова и других любимых авторов М.М.Коцюбинского.

В ряде музейных экспонатов отражены связи М.Коцюбинского с членами народнических организаций («Подольская дружина» и каменец-подольская группа партии «Народная воля»»). О связях юноши с революционными народниками узнала полиция. В 1883 году в доме Коцюбинских в Виннице бил сделан обыск, о чем свидетельствует экспонированный полицейский протокол.

Под влиянием народников Коцюбинский пребывал не долго. Поняв ошибочность народнических идей, он постепенно становится на путь революционного демократа.

В экспозиции музея представлено первое издаваемое произведение М.Коцюбинского – стих «Наша хатка», опубликованный в 1890 году в львовском журнале «Дзвiнок».

Среди экспонатов – страница журнала педагогического совета Винницкого реального училища: весной 1891 года Михаил Коцюбинский сдал экзамен на звание народного учителя при Винницком реальном училище.

В то время писатель работал домашним учителем в разных селах Подолья. Он глубоко знакомится с народной жизнью, собирает материал для будущих произведений. Так в Лопатинцах Коцюбинский бывал на сельских вечерницах, крестинах, в поле, часто встречался с крестьянами. Позже эти впечатления помогли писателю создать такие известные произведения, как «Fata morgana», «Intermezzo». В Лопатинцах он пишет первые рассказы «Харитя», «Ялинка», повесть «На вiру». В экспозиции представлены фотографии дома в селе Лопатинцы, в котором жил и работал Коцюбинский, книги, которые он подарил крестьянам, композиция «М.Коцюбинский среди лопатинских крестьян» и другие материалы.

С 1892 по 1897 год Михаил Михайлович вынужден был, чтобы содержать семью, работать в отрядах по борьбе с филлоксерой – виноградным вредителем. Материалы о пребывании в Молдавии и Крыму дают представления о жизненных впечатлениях писателя, которые легли в основу его произведений. Именно в это время он наблюдает резкие социальные контрасты в городе и в селе, жалкую судьбу представителей так званых низших классов общества того времени, их борьбу против своих угнетателей, против буржуазно-помещичьего строя царской России.

Следующая комната отображает литературную и общественно-политическую деятельность писателя в Чернигове. И ее иллюстрирует фотокопия одного из номеров «Искры», где рассказывается про преследование царизмам писателя, марксистская литература из его личной библиотеки, жандармские доносы о Коцюбинском и другие. Здесь же фотографии Веры Устимовны Дейш – жены писателя, детей – Юрия, Оксаны, Ирины, Романа, а также материалы, которые рассказывают про их путь в революцию. Как известно, Ю.М.Коцюбинский стал большевиком-ленинцем, государственным деятелем. Оксана Коцюбинская, жена командира корпуса Красного казачества Виталия Примакова, в годы гражданской войны исполняла важные поручения партии и командования, была политруком, корреспондентом фронтовых газет. Роман Коцюбинский также пребывал в рядах Красного казачества, младшая дочка Ирина – принимала участие в работе революционных кружков молодежи.

Многие материалы показывают тесные связи М.М.Коцюбинского с писателями-современниками – Иваном Франко, Лесей Украинкой, Панасом Мирным, Ольги Кобылянской, его постоянное внимание к российской литературе, а также к западноевропейской классике и книжных новинок.

О самом выдающимся произведении М.М.Коцюбинского «Fata morgana» рассказывают экспонаты третей комнаты.

Экспозиция этого раздела открывается словами А.В.Луначарского: «Fata morgana – наилучшее полотно в украинской литературе, которая обрисовывает борьбу украинского крестьянства в период революции 1905 года с его вечным врагом – помещиком и царизмом».

В витринах представлены документы, которыми пользовался писатель во время работы над повестью, в частности тексты обвинительных актов против крестьян Черниговщины, которые участвовали в революции, черновые варианты некоторых страниц произведения, иллюстрация к повести известных украинских художников В.Касияна, И.Ижакевича, Г.Якутовича.

В четвертой комнате отображен последний период жизни и творчества М.М.Коцюбинского. Множество материалов рассказывает про дружбу Максима Горького и Михаила Коцюбинского. В экспозиции – фотокопии некоторых писем, фотография М.Горького, которую он подарил украинскому писателю с надписью «Михаилу Михайловичу Коцюбинскому с крепким почтением любви и уважения. О.Пешков». Обращает внимание работа заслуженного деятеля искусств УССР внука писателя Флориана Коцюбинского «Максим Горький и М.Коцюбинский на о. Капри».

Следующий раздел музейной экспозиции посвящен встрече М.М.Коцюбинского с В.И.Лениным, которая состоялась на острове Капри в июне 1910 года на квартире у М.Горького.

В.И.Ленин знал и ценил творчество украинского писателя. В музее имеется фотокопия каталога книг, которые принадлежали Владимиру Ильичу. В этом списке назван двухтомник избранных произведений М.М.Коцюбинского.

Заключительная часть экспозиции – фотография, отрывки из писем, текст телеграммы Максима Горького, некрологи в газетах – рассказывает о смерти и похоронах писателя.

Во время похорон М.М.Коцюбинского полиция приняла меры, чтобы не допустить народной демонстрации. Экспонируется фотокопия текста из написанного В.И.Лениным проекта выступления большевицкого делегата Г.И.Петровского в IV Государственной думе: «…Все же… приведу еще интересный пример: похороны Коцюбинского в Чернигове. Ректор семинарии запретил семинаристам петь на похоронах. Далее полицмейстер, появившись в церкви, заявил, что венки нести перед гробом нельзя. Здесь видно странное единство духовной власти с полицейской».

Широко раскрыто в музее увековечивание памяти М.М.Коцюбинского, всемирное значение его литературного наследства. В экспозиции – посвященные М.М.Коцюбинскому стихи Павла Тычины, Максима Рыльского, Владимира Сосюры, кадры с кинофильмов, поставленных по произведениям писателя: «Конi не виннi», «Дорогою цiною», «Тiнi забутих предкiв», высказывания писателей разных национальностей о классике украинской литературы. Вот какие слова оставил в книге отзывов известные туркменский поэт, участник боев за освобождение Украины от фашистских захватчиков А.Ковусов: «Чтим Коцюбинского, учимся у Коцюбинского, лелеем его в нашей литературе, поскольку он является образцом труда, творчества и борьбы».

Что думаете по этому поводу? Оставьте свой комментарий

Добавить комментарий