Налоговики открывают охоту за деньгами украинцев

Налоговики открывают охоту за деньгами украинцев

Украинскому бизнесу стоит готовиться к новой порции повышенного внимания налоговиков.




Недавно Минфин обнародовал проект внедрения до конца 2018 г. минимальных требований BEPS (план действий ОЭСР по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения), сообщает UBR.


Из 15 мер Украине необходимо до следующего года внедрить 4 (минимальный пакет), чтобы не попасть в черный список ОЭСР. Но наши чиновники планируют ввести их уже до конца 2017 года.

Среди этих мер наиболее важными являются:



  • предотвращение злоупотребления льготами, предусмотренными соглашениями об избежании двойного налогообложения;
  • внедрение обязательное документирование компаниями трансфертного ценообразования и отчетность в разрезе стран деятельности.

Как ранее заявлял министр финансов Александр Данилюк, Украина должна обеспечить налогообложение прибыли там, где создается дополнительная стоимость и ведется экономическая деятельность. Кроме того, от внедрения некоторых принципов BEPS в украинское законодательство зависит дальнейшая валютная либерализация.

Например, раскрытие физлицами-резидентами Украины участия в контролируемых иностранных компаниях (КИК), а также внедрение обязательного раскрытия информации о структуре международных групп компаний.

Что предлагается

Как рассказал ассоциированный партнер аудиторской фирмы Сrowe Horwath AC Ukraine Рустам Вахитов, Шаг 6 (или План 6) предусматривает, что конвенции об избежании двойного налогообложения не должны применяться, если главная цель — уклонение от уплаты налогов.

Конвенция не применяется в определенных условиях: тест «главной цели», который необходимо провести, чтобы понять, является ли главной целью налоговая оптимизация. А также «limitation of benefits» — ограничение применения льготных ставок, если нерезидент соответствует определенным критериям (Substance). Это одно из условий для валютной либерализации.

Как поясняют советники Минфина, такие критерии еще только предстоит разработать. К примеру, МВФ озвучил такой критерий: плательщик при выплате дохода нерезиденту может использовать льготы, если выплата этого дохода в адрес владельца компании-нерезидента облагалась бы как минимум на таком же уровне.

Но даже если нормы не выполняются, налогоплательщик должен иметь право объясниться. Показать налоговикам реальную суть операции, пояснить ее смысл и, в случае согласования, льготы по конвенции могут быть применены. Однако эксперты признают, что вопросы определения бенефициара не будут полностью избавлены от субъективизма при принятии решений налоговиками.

Еще один критерий — должна быть активная бизнес-деятельность компании в стране, куда из Украины перечисляются деньги. Если это пассивное финансирование, то не один кредит, а несколько, и должна вестись работа по привлечению займов и управлению ими. Для этого нужны ресурсы (деньги, люди, офис).

Наконец, льготы могут использоваться в случае выплат в пользу компаний, которые имеют рейтинг на признанных фондовых рынках. Как говорят в Минфине, это не исчерпывающий перечень, и не обязательно, что именно в таком виде критерии появятся в нашем законодательстве.

Конкретные шаги

Впрочем, налоговики и другие контролирующие органы уже активно работают в этом направлении. По словам руководителя проектов и программ департамента открытых рынков НБУ Эмала Бахтари, уже есть первые случаи выявления и наказания граждан, открывших счета за границей без получения лицензии НБУ.

«Это буквально единичные случаи, но они есть. ГФС пока еще никого не наказывала», — рассказал Эмал Бахтари.

Как отмечает старший юрист компании Avellum Вадим Медведев, в судебном реестре можно найти уникальный кейс, когда Генпрокуратура и Госфинмониторинг отслеживали расчеты по карте, потом проследили чья она, и задержали нарушителя.

«Второй момент, о котором часто забывают. Уже сейчас иностранные юрисдикции выдают автоматически информацию об украинских гражданах за рубежом. Например, Польша в конце года присылает нашей налоговой базу данных о том, какие украинские резиденты получали доходы и какие налоги заплатили», — рассказал Вадим Медведев.

Это пока тоже не массовые случаи, и все ждут автоматического обмена налоговой информацией. Напомним, последний рассматривается как параллельный этап внедрения BEPS. Чтобы он заработал, иностранные партнеры должны удостовериться, что будут соблюдены правила конфиденциальности (проверка этой системы в Украине стартует в марте 2018 года). Например, Нидерланды или США хотят быть уверенными, что конфиденциальная налоговая информация об их плательщиках не была разглашена или использована незаконно.

По словам юристов, отдельно идет обмен информацией по линии финансового мониторинга. Если раньше на запрос украинских налоговиков иностранные юрисдикции отвечали в течение 3-4 месяцев, то теперь ответ на запрос ГФС не в автоматическом режиме, а в рамках сотрудничества по конвенциям об избежании двойного налогообложения приходит за месяц.

«Налоговые службы всех стран стараются помогать друг другу в обмене информацией об иностранных операциях», — поясняет Вадим Медведев.

В феврале 2017 года Украина и США подписали соглашение об улучшении выполнения налоговых правил и применению в Украине положений закона США «О налоговых требованиях к иностранным счетам» — FATCA, в котором уже участвуют около 60 стран. По его нормам, иностранные банки обязаны либо стать налоговыми агентами американской налоговой службы, либо рисковать тем, что с международных банковских переводов могут быть принудительно удержаны 30% средств.

Конечно, можно открыть много счетов в разных банках, чтобы не попасть в поле зрения мониторинга FATCA (счета, на которых меньше $250 тыс.). Однако, по словам экспертов, стоимость «административного усилия» для открытия счета в иностранном банке стала настолько высокой, что открывать счет меньше, чем на $100 тыс. просто не имеет смысла.

Банки начинают требовать все больше информации. Проверяют налоговую резидентность и т.п. Поэтому, как заметил Рустам Вахитов, первыми будут ловить тех, кто вообще никак не изменил свою работу в связи с новыми условиями. Глобальный финансовый мир вообще становится все более прозрачным. И даже если в нем останутся «темные» места, то они будут в изоляции.

Чего надо бояться

«Иностранные структуры (трасты, фонды, компании), скрывающие истинного владельца, чтобы ни говорили продавцы офшорных компаний, уже не позволят вам спрятаться. Как только вы начинаете открывать счет для своей структуры в нормальной юрисдикции, начинается процесс «разрезания» ее насквозь. В результате будет найден конкретный человек, которого и укажут как владельца счета. И это имя получит украинская налоговая», — рассказал Вадим Медведев.

Режим обмена информацией уничтожает всю конфиденциальность траста или иной структуры.

В Украине также очень часто такие структуры использовались для того, чтобы скрыть связанность лиц при проведении операций, подпадающих под контроль ТЦО. Поэтому есть риски ответственности за не декларирование операций прошлых лет. Плюс, когда предприятия развивались, они считали пороги концентрации и не получали разрешения АМКУ. Плюс штрафы за не информирование АМКУ о приобретении бизнесов.

ГФС начала находить бенефициаров иностранных компаний, но пока неясно до конца, чем отличается бенефициарный собственник дохода от конечного собственника компании.

Например, в Великобритании реестры открыты и налоговики могут свободно смотреть всех бенефициаров. А если их нет — слать запросы. Есть примеры судебной практики, когда налоговые органы добывали информацию через уголовное производство о том, кто является бенефициаром компании.

Как рассказал UBR.ua начальник отдела проверок ТЦО департамента аудита ГФС Украины Николай Мишин, в Государственной фискальной службе анализируют статистику ВЭД, сравнивая объемы товара и денег на выходе из Украины и входе в другие страны. А также проверяют связи контролируемых компаний по трансфертному ценообразованию.

«Например, из США приходит ответ, что компания работает как почтовый ящик, персонала нет, а управляется с Кипра, вот е-мейл. На Кипре подготовили ответ, что у управляющей компании есть только адрес, и никаких активов нет (даже стульев в офисе). Если мы такую информацию получаем, то это один из элементов в рамках контроля ТЦО», — поясняют в ГФС.

Или украинская компания сообщает, что у нее на Кипре целый маркетинговый центр, который ведет закупки в Сингапуре и продает товар в Украину. Они несут риски и у них есть затраты. Но судя по информации, которую предоставляют налоговикам, чистая или валовая рентабельность кипрской компании составляет всего 15% или 20%.

«Мы задаемся вопросом: кто же зарабатывает деньги на Кипре, если там сидит только номинальный директор и компания ничего не делает. Очевидно, что маркетинговые исследования проводятся силами персонала в Украине, который работает через кипрский IP-адрес», — рассказал Николай Мишин.

Поэтому доходы, которые предприятие зарабатывает в Украине, но оставляет на Кипре, должны облагаться налогом здесь. Вот так грубо можно описать тот функциональный анализ, который сотрудники ГФС применяют в рамках контролируемых операций ТЦО.

Подтвердить реальную деятельность операций на Кипре и экономическую сущность операций компания может, представив локальную документацию, а также своим мастер-файлом.

Напомним, в рамках Шага 13 BEPS предусматривается внедрение нового стандарта отчетности по ТЦО. Транснациональные компании, которые будут соответствовать установленным критериям, вынуждены будут представлять в контролирующие органы три типа отчетности: главный файл (master file), который будет содержать информацию об организационной структуре группы. Второй тип — локальный файл (local file), где будут описаны операции в контексте ТЦО по каждому из государств, в которых присутствует транснациональная компания. Третий — отчет по каждому из государств, в котором присутствует такая компания (country-by-country report).

Как утверждают сами налоговики, это не повод для доначисления налогов, а лишь повод усомниться в правильности их уплаты в Украине. Тогда налоговики будут или требовать более детальную информацию, или выходить на проверку.

Но просто получить отчет и увидеть, что где-то в Белизе налогов уплачено больше, чем в Украине — недостаточно для утверждения, что компания недоплатила налоги. Методики ОЭСР прямо предостерегают, чтобы фискалы так не поступали. Но если проверка покажет, что есть злоупотребления, то компанию обязательно накажут.

Что думаете по этому поводу? Оставьте свой комментарий

Добавить комментарий