Телефонные аферисты придумывают новые способы выманивания средств у доверчивых людей
Нечто подобное на днях постигло 60-летнего жителя Днепропетровщины. Он так обрадовался своей неожиданной удаче, что, не задумываясь заплатил один процент стоимости машины в Пенсионный, а еще один – за оформление авто. Эти условия выставили авторы сообщения. В итоге человек потерял почти 30 000 гривен, которые собирал на эндопротезирование. А обещанного «выигрыша» так и не получил, потому что номер телефона, с которого отправляли сообщения после того, как был осуществлен перевод, не обслуживался.
А на мобильный Александра ночью поступило сообщение: его счет пополнен на 100 гривен. А через секунду – эсэмэска от какой Люды, которая умоляла вернуть ей ошибочно отправленные деньги. Александр просьбу выполнил и лишь потом понял, что первое сообщение послал не мобильный оператор, а сама девушка и у него просто выманили деньги. Между тем сообразительная Люда уже «переводила» свои сотни другим потенциальным жертвам. Таким способом, считают эксперты, можно с ночь «наварить» до 1 000 гривен.
В полиции заявление обманутых владельцев телефонов приняли и пообещали разобраться, но насколько реально в таких ситуациях вернуть деньги?
«Это довольно проблематично, ведь правоохранители должны оперативно вычислить владельца мобильного телефона, с которого отправлено мошенническое сообщение, — пояснил адвокат, правозащитник Роман Лихачев. – И проблема не только в том, что в нашей киберполиции, к сожалению, нет современного оборудования, которое позволяет быстро засечь подозрительное радиоустройство. Дело в том, что, воспользовавшись таким прибором, аферисты заметають следы: выбрасывают sim-карту, а сотовый сдают в ломбард или просто выбрасывают».
Поэтому вернуть пропавшие из-за вашей доверчивости средства почти нереально. Разве что злоумышленник попадется на другом преступлении и на допросе признается в цепочке предыдущих, что достаточно маловероятно. Но даже если и так, разве он вспомнит номера телефонов своих жертв?
Мошеннические сообщения поступают преимущественно ночью не спроста.
«Мошенники (как правило, это персонажи с солидным уголовным опытом или даже такие, которые до сих пор находятся за решеткой, например, в колонии со средним или минимальным уровнем безопасности, где узников не очень строго контролируют) делают ставку на то, что в такое время, со сна или просто уставшие, многие не способны быстро анализировать события. Абонент даже не успевает осознать, что происходит. Жертва стремится как можно быстрее выполнить неожиданную просьбу несчастной студентки или горемычного туриста, сочувствует им и идет спать дальше», — поясняет адвокат.
Конечно же, определенная категория людей (например, такие, которые уже имеют печальный опыт) сразу подозревают обман. В таком случае мошенник просто ретируется.
Нередко мошенники, представляясь представителями банков, звонят с требованием немедленно сообщить им пин-код банковской карты. Или шантажируют: если не переведете деньги, то ваш родственник, который только что совершил ДТП, пойдет под суд. Сотни людей в Украине с печальной регулярностью теряют средства именно при таких обстоятельствах. Но вернуть деньги, украденные с банковской карты не высок.
«Если клиент вовремя сообщит о мошеннических звонках правоохранителям, то аферистов, возможно, задержат. Но потенциальная жертва может жить, например, в Киеве, а мошенник – на востоке Украины или даже за рубежом. Из анализа уголовных случаев известно, что звонки аферистов чаще всего поступают с территорий, которые сейчас находятся вне контроля украинской полиции», пояснила Олеся Данильченко, эксперт по безопасности расчетов и операций с платежными инструментами и кредитами украинском межбанковском ассоциации членов платежных систем «ЕМА».
Не стоит надеяться и на банковское учреждение: денег, потерянных из-за неосмотрительности клиента, никто не возвращает. Надежда только на то, что аферистов поймают на горячем (например, возле банкомата во время снятия денег за пересказанным владельцем карточки кодом – существует банковский сервис, благодаря которому можно снимать деньги без карты), то дальше суд может обязать виновного компенсировать потерпевшему ущерб.
Однако, к сожалению, до суда доходит не так часто, потому что мошенники хорошо маскируются. Поэтому и мобильным абонентам, и банковским вкладчикам просто следует взять за правило: никому постороннему не переводить деньги не разобравшись, что к чему. И в любом случае не сообщать своих личных данных незнакомцам. Помните, что аферисты придумывают каждый раз новые методы, чтобы добраться до денег законопослушных граждан.
Источник: dnepr.info