Как Тимошенко оставила Украину без спасения от коронавируса: СМИ расследовали крах завода «Буревестник»

Как Тимошенко оставила Украину без спасения от коронавируса: СМИ расследовали крах завода «Буревестник»

Украинское правительство времен премьерства Юлии Тимошенко не рассчиталось с киевским госзаводом «Буревестник», который ранее изготовлял отечественные аппараты ИВЛ, стратегически важные при нынешней пандемии коронавируса COVID-19.




Впоследствии завод, находящийся на балансе государственного концерна «Укроборонпром», обанкротился и сейчас не работает. «Буревестник» не подключен к электроэнергии, там нет газа и воды, разрушены все цеха, на которых производили продукцию, передают «Схемы» (чтобы посмотреть видео, поскролльте новость вниз).


Завод был единственным в Украине государственным производителем аппаратов искусственной вентиляции легких под названием «Бриз».

«Это был завод, который действительно делал радиолокационную аппаратуру для подводных лодок. Кроме того, он изготавливал также медицинские аппараты, и это тоже известная история. Он изготавливал также вычислительную технику. Он был такой, достаточно известный, еще тогда, в Советском Союзе», – рассказал о производственном прошлом завода Мустафа Найем, заместитель гендиректора «Укроборонпрома».



После распада СССР и окончания «гонки вооружения» необходимость в специфическом оборудовании – в частности, радиолокационном – отпала. Завод постепенно начал терять заказ, накапливая долги перед работниками.

Переломным для этой ситуации мог стать 2009 год, когда в мире началась эпидемия свиного гриппа. Тогдашнее правительство во главе с Тимошенко поручило заводу изготовить несколько аппаратов ИВЛ для больных с осложнениями от гриппа.

«Буревестник» выполнил заказ, но с ним не рассчитались. «Правительство Тимошенко переоценило свои силы, оно-то в ручном режиме заставило завод обеспечить производство оборудования для больниц. Кстати, эти аппараты ИВЛ сегодня и составляют большинство имущества медицинского в больницах, которые сейчас подсчитывает Минздрав – что у нас есть для борьбы с пандемией коронавируса. Однако средств правительство уже не смогло обеспечить для того, чтобы рассчитаться с заводом», – рассказал председатель экспертной организации StateWatch Глеб Каневский.

По словам Мустафы Найема, именно это и стало своеобразной точкой отсчета больших проблем завода.

«И это нормальная украинская история: когда продукцию изготовили, раздали по больницам, а деньги не вернулись. Из того, что говорит завод – они изготовили где-то тысячу, тысячу с чем-то. 300 забрало государство, а другие 700 они раздали, где-то продали, в больницы», – отметил он.

Позже завод взял кредит, но смог рассчитаться с ним, полностью прекратил производство оборудования, постепенно превращаясь в банкрота.

«В принципе, все бюджетные расходы осуществлялись из центра, непосредственно по разрешениям – то устным, то официальным – которые исходили от Юлии Тимошенко. Соответственно, если такой большой государственный заказ не был оплачен, то можно говорить о политической ответственности тогдашнего премьера. Те производственные мощности и конструкторская документация, те уникальные технологии, которые были на заводе, они фактически оказались – скажем метафорически – под открытым небом», – считает Глеб Каневский.

Журналисты связались с нынешней главой партии «Батьківщина» и спросили, чувствует ли она политическую ответственность за банкротство «Буревестника».

Тимошенко ответила, что это интервью не было согласовано. «Оставьте меня с такими вопросами», – добавила она.

О том, возможно ли восстановить работу завода, смотрите в журналистском расследовании на видео:

 

Что думаете по этому поводу? Оставьте свой комментарий