Мрамор и пустота. Как Туркменистан открывал супераэропорт
В субботу, 18 сентября, в столице Туркменистана Ашхабаде с помпой открыли новый международный аэропорт, который становится главными воздушными воротами страны. Корреспондент ЛІГА.net по приглашению посольства Туркменистана побывал на открытии аэропорта в одной из самых закрытых стран мира.
«Эпоха могущества и счастья» — так называют в туркменских СМИ 10-летний период правления «лидера нации», нынешнего президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова. Государство обеспечило для населения фактически бесплатные коммунальные услуги, образование, медицину и дешевый бензин. В обмен на это жители Туркменистана вынуждены платить существенными ограничениями гражданских свобод и отсутствием минимальной возможности влиять на решения власти. В стране все решения единолично принимаются президентом (на прошлой неделе утверждена новая редакция конституции, которая дает право Гурбангулы Бердымухамедову управлять страной пожизненно).
Ашхабад встречал журналистов старым небольшим одноэтажным терминалом, который обслуживал пассажиров во время строительства нового. Уже на следующий день рядом запустят в работу абсолютно новый пятиэтажный аэропортовый комплекс оборудованный по последнему слову техники.
Первое, что бросается в глаза при въезде в Ашхабад, — широкие новые дороги, масштабная подсветка магистралей, памятников и строений, множество фонтанов, беломраморные дома в центре города и стерильная чистота на улицах.
Но оценить роскошь и великолепие «белого города» (Ашхабад внесен в книгу рекордов Гиннесса как город с наибольшим количеством строений из белого мрамора) могут далеко не все — только местные жители и редкие туристы, которым посчастливилось получить визу. Сложности с ее получением — одна из главных преград для развития массового туризма в Туркменистане. В 2014 году страну посетило всего 100 000 туристов. Другая сторона медали — за счет жесткого контроля на границе, Бердымухамедов сумел победить торговлю и транзит наркотиков через Туркменистан, что не удавалось сделать даже в советские времена. Сегодня наркотиков в стране нет. Впрочем, как и сигарет. Монополию на их торговлю передали местному госконцерну, который создал на рынке искусственный дефицит. Кроме того, в Ашхабаде запрещено курить на улицах города, а пачка сигарет стоит от $10. За эти деньги можно, например, заправить автомобиль 60 литрами бензина А-95.
Между Украиной и Туркменистаном сегодня нет прямых авиарейсов. На протяжении нескольких лет Turkmenistan Airlines (Туркменховайоллары) выполняла полеты в города Украины в одностороннем порядке. АэроСвит ушел с линии Киев — Ашхабад еще в 2005 году, а авиакомпания МАУ до сих пор не может получить разрешение на полеты от туркменских властей. В результате, в августе 2015 года, украинская Госавиаслужба аннулировала право Turkmenistan Airlines на полеты в Украину. Сейчас долететь в Ашхабад можно только через стыковочные аэропорты (Стамбул, Минск, Москву и др.).
Еще одна особенность — отсутствие людей и минимум машин (несмотря на практически бесплатный бензин для населения: литр бензина А-95 стоит 1 местный манат, или 4 грн в переводе на украинскую валюту) в новых районах и центре столицы. Поговаривают, что при средней зарплате в $200-300 население просто не может себе позволить покупать квартиры в новостройках, из-за чего большинство из них пустует (стоимость квартиры в центре Ашхабада стартует от $200 000), а въезд в столицу иногороднего транспорта запрещен.
За время президентства Гурбангулы Бердымухамедова (приступил к исполнению обязанностей президента в 2006 году) Туркменистан превратился в большую стройку. Практически каждый месяц здесь сдают в эксплуатацию новые инфраструктурные объекты, которые обходятся государственной казне в миллиарды долларов. Основной источник прибыли — доходы от экспорта природных ресурсов. Туркменистан — третья страна в мире по объемам разведанных месторождений природного газа. По оценкам международных экспертов, запасы углеводородных ресурсов в Туркменистане составляют более 71 млрд тонн нефтяного эквивалента, что позволяет в обозримом будущем обеспечить потребности Китая, России, Ирана, Европы, стран Юго-Восточной Азии вместе взятых.
Финансовые вливания в объекты инфраструктуры впечатляют. Например, стоимость строительства одного из крупнейших газопроводов континента, Туркменистан — Афганистан — Пакистан — Индия (ТАПИ), оценивается в $10 млрд (ввод в эксплуатацию намечен на конец 2019 года). Создание искусственного озера Алтын Асыр в пустыне Каракумы — в $6,5 млрд. Олимпийский городок в Ашхабаде, открывающийся в 2017 году к V Азиатским играм в закрытых помещениях (Азиада-2017), обойдется по прогнозам в $5 млрд.
Среди самых дорогих объектов транспортной инфраструктуры — трансконтинентальная железная дорога Казахстан — Туркменистан — Иран по линии «Север — Юг», автодороги Ашхабад — Каракумы — Дашогуз, Туркменбаши — Ашхабад — Фараб и строительство Туркменбашинского морского порта.
Новый столичный аэропорт обошелся Туркменистану в $2,3 млрд — это один из крупнейших аэропортов в Центральной Азии. Новый пятиэтажный комплекс, построенный турецкой компанией Polimeks, выполнен в форме сокола с расправленными крыльями.
Президент встречает гостей нового аэропорта
Аэропорт занимает 1 200 га и включает в себя две взлетно-посадочные полосы длиной 3 800 м каждая и более 100 сооружений: новый терминал, 72-метровую диспетчерскую вышку, грузовой терминал (площадь — 17 100 кв м, может обрабатывать до 200 000 тонн грузов ежегодно), ангары для техобслуживания самолетов (площадь 33 500 кв м), центр по обучению пилотов, медицинский центр и др.
Вдоль всей 1,5-километровой подъездной дороги к аэропорту плотным строем выставили сотрудников ашхабадских госпредприятий и студентов, которые приветствовали Гурбангулы Бердымухамедова и приглашенных гостей
Пропускная способность терминала, занимающего 192 000 кв м (высота 46,6 м) — 14 млн пассажиров в год, или 2 000 в час. Для сравнения, терминал D аэропорта Борисполь занимает 107 000 кв м и может пропускать 10 млн пассажиров в год.
Сейчас основной пассажиропоток в аэропорт обеспечивает местная Turkmenistan Airlines и немногочисленные международные компании, такие как Turkish Airlines, Belavia, Lufthanza, flydubai, MahanAir. Авиакомпания МАУ пока не может договориться о запуске полетов в Туркменистан. Для украинского перевозчика это интересное направление. По словам экс-главы Госавиаслужбы Дениса Антонюка, сейчас существует спрос, позволяющий обеспечить загрузку ежедневного рейса. Пользоваться этим направлением могли бы туркменские студенты, обучающиеся в Украине, трудовые мигранты и желающие отдохнуть на украинских курортах. МАУ также сможет обеспечить туркменский транзит через Борисполь в Европу, поскольку сейчас выбор авиакомпаний, совершающих такие полеты из Туркменистана, существенно ограничен.
Причина нежелания туркменской стороны разрешать полеты украинским авиакомпаниям — оставшиеся после ухода с рынка долги АэроСвита. По оценке представителя Туркменских авиалиний Карима Гайрова, сумма долга АэроСвита на сегодня составляет около $700 000. По его словам, туркменская сторона заинтересована в возобновлении регулярного прямого авиасообщения между странами, но при условии, что будет найден механизм компенсации Туркменистану накопившегося долга.
По словам замминистра инфраструктуры Виктора Довганя, долг АероСвита составляет $500 000, из которых тело — $290 000, остальное — пеня и штрафы. «Разрабатываем с МАУ вариант погашения за счет открытия прямых рейсов. Рассматривается возможность допуска Туркменавиалиний на маршруты Ашхабад — Львов и Харьков. А также совместную эксплуатацию с МАУ линии Ашхабад — Киев», — сказал в комментарии ЛІГА.net Довгань.
На открытии терминала Бердымухамедов заявил, что на период проведения Азиады-2017 следует увеличить количество авиарейсов в Туркменистан. Это может стать решающим фактором в возобновлении сообщения между Украиной и Туркменистаном. В стране действует культ личности, и любые указания главы государства подлежат беспрекословному исполнению. «Отчасти еще может быть эмоциональная причина запрета. Бердымухамедов мог сказать где-нибудь, что нельзя нас обманывать и не возвращать долги, а после этого никто из подчиненных такое не перепрыгнет. Если он скажет сейчас- ищите новые авиакомпании, то конфликт рассосется», — поясняет Антонюк.
Что думаете по этому поводу? Оставьте свой комментарий