Смерть «путинского большинства»: почему россияне разлюбили царя
О том, что показали выборов в Думу 18 сентября в России, почему Кремль боится пускать в парламент представителей несистемной оппозиции и как произошла десакрализация образа Путина Politeka рассказал российский драматург, публицист и блогер Владимир Голышев
— Как можно подвести итоги выборов в РФ?
— До последнего момента было неизвестно, какой сценарий реализует Кремль. Сегодня понятно, что власть решила, вообще, никак не учитывать волеизъявление граждан. Более того, гражданам предложили себя не утруждать — и на выборы не ходить.
— В чем это выражалось?
— В беспрецедентных мерах по снижению явки. В прежние времена, когда партия власти еще не одерживала такие оглушительные «победы», Кремль стремился всеми силами затащить граждан на избирательные участки. Потому что большинство действующую власть поддерживало и менять ее не собиралось.
В то время это называлось «путинское большинство». Главный его минус – инертность. Нужно было как-то людей раскачать, вовлечь в процесс. Потому что высокая явка обеспечивала «партии власти» больший процент. А если с помощью нехитрых приемов добавить к нему еще процентов 6-8, получалось ровно то, что нужно.
В этом году мы можем констатировать смерть «путинского большинства». Его больше нет. Путина никто не поддерживает. Люди насуплены, угрюмы. Кремль спасает только бесплодность политического поля, которое много раз выжигалась напалмом.
— Выходит, людям надоело играть в демократию?
— Что делать, если никакой реальной альтернативы действующей власти нет, а сама она обрыдла? Саботировать выборы! Ровно это мы и наблюдали в день голосования. И это – лучший вариант для Кремля! Потому что мобилизовать сегодня людей можно только на протестное голосование. А значит, каждый лишний человек на избирательном участке, оказавшийся там «самоходом», — это почти наверняка голос «не за того, за кого нужно». Пусть лучше дома сидит!
— В чем заключалась главная стратегия этих выборов?
— Вся стратегия этих удивительных выборов была построена вокруг того, чтобы отвадить людей от участков. Минимум рекламы и информации. Ни объявлений, ни листовок, ни щитовой рекламы, от которой раньше рябило в глазах.
Более того, применялась дезинформирующая СМС-рассылка – когда людей отправляли голосовать в другой конец города. Люди и сами-то не особенно хотели идти, а тут им еще палки в колёса вставляют! В итоге, реально проголосовало не более трети избирателей. В таких условиях даже небольшой вброс бюллетеней за «Единую Россию» давал огромный эффект, но тут вбросы были просто огромные.
Есть разные способы подсчетов, но дельту можно определить достаточно точно: от 1/4 до 1/3 голосов «Единой России» — это пачки бюллетеней, вброшенных урны во второй половине дня. Абсолютно виртуальные голоса!
Остальное – «карусели» по открепительным плюс подневольные люди (военнослужащие, коммунальщики и пр.). И наконец, та узкая прослойка, которая является прямым выгодополучателем от путинщины (силовики, сотрудники госкомпаний, духовенство и другие).
Если убрать заведомые фальсификации и голоса подневольных людей, которые с радостью бы на участки не приходили, мы получим процентов 5-7%. Примерно столько людей сегодня поддерживают действующую власть. Остальные ее пока терпят.
— Как дальше будет действовать большинство россиян, которые не ходят на выборы?
— В этих людях нет ничего особенного. Это патриоты своей семьи и своего кошелька. Обыватель он и есть обыватель. Что в России, что в Украине, что в Западной Европе. Главное для них — уровень жизни и перспективы на будущее.
Лучшие годы у страны уже позади. Это все уже поняли. Текущие состояние оценивается, как «терпимое». Основные надежды связаны с тем, что оно резко ухудшаться не будет. Людям постоянно говорят, что «пик кризиса пройден», что нефть вот-вот подорожает, что импортозамещение позволит стране даже выиграть от санкций…
Человек не может всё время жить с ощущением надвигающейся катастрофы. Психика такое испытание просто не выдержит. Потому люди стараются думать о хорошем. Тем более, что другого выхода у них всё равно нет.
— В России существует реальная оппозиция?
— В России сегодня нет политического процесса и полноценной оппозиции. Ведь что такое нормальная оппозиция? Это внушительная часть элит со своими СМИ, материальными ресурсами и политиками-тяжеловесами, в которых население видит потенциальную власть. А нормальный политический процесс — когда власть регулярно переходит от одной политической силы к другой. В современной России ничего этого нет.
«Яблоко» во главе с постоянным участником всех выборов за последние четверть века Явлинским, разумеется, никто настоящим противником Путина не считает.
Единственного непримиримого противника Кремль создал себе сам. Я имею в виду ПАРНАС, первая тройка которого стала главным героем телевизионных дебатов.
— Вы считаете, они могли бы попасть в Госдуму?
— Без воли Кремля в Госдуму, вообще, никто не может попасть. И попадание ПАРНАСа было, конечно же, полностью исключено. С другой стороны, тот мизерный процент, который им нарисовали, — ничего не отражает. Последний опрос Левады-центра показывал резкий всплеск интереса к ПАРНАСу непосредственно перед голосованием – аж до 8%. В условиях низкой явки и тотальный вбросов результат этот, конечно, уменьшился бы. Теперь об этом можно только гадать. Что нарисовали, то и имеем.
Но всё равно превращение ПАРНАСа в «инфан терибля», которому нечего терять, – огромная ошибка Кремля.
— Почему?
— В прайм-тайм федеральных телеканалов день за днем звучали настолько возмутительные вещи, что зрители своим ушам не верили. Путина оскорбляли, Путина унижали, Путину угрожали, Путина высмеивали.
И самое главное, было видно, что ораторы его не бояться. Причем, три совершенно разных типа! Архитипичный, даже карикатурный, грассирующий интеллигент с бородкой и в бабочке (Михаил Касьянов, — ред.). Эталонный «большой начальник» — в костюме с иголочки с красивым баритоном (Андрей Зубов, — ред.). И самое страшное — «дядя Слава из соседнего двора». (Вячеслав Мальцев, — ред.) То есть человек, с которым себя может ассоциировать большинство!
Изо дня в день они давали всей стране уроки бесстрашия. И одновременно развенчивали нашего незадачливого самодержца.
— В чем здесь опасность для Путина?
— Постсоветские страны не жили в условиях демократии, не имеют соответствующих навыков и традиций. Для нас власть – это не процедура, а человек. Люди либо видят в руководителе властителя и признают его право царствовать, либо нет.
Есть целый набор признаков, среди которых, например, демонстративное пренебрежение буквой закона и табу на публичное оскорбление величия. Если самодержца можно публично поносить, — власть его сомнительна. ПАРНАС ровно это и сделал – назвал Путина «земляным червяком» и тем самым расколдовал «бандерлогов».
Да, люди сейчас не настроены на протест. Они продолжают надеяться на лучшее. Но яд в их сердца уже проник. Они знают, что король голый и что об этом можно говорить вслух. И по мере утраты иллюзий они будут становиться все злее и опаснее для Кремля.
— Как изменится работа парламента после выборов?
— Госдума и раньше была «бешеным принтером». Номинальная оппозиция никакой самостоятельной роли там не играла. Теперь она и численно будет совершенно ничтожной. Думаю, это превентивная мера. Дальнейшее сползание страны в экономический кризис, чреватый социальным бедствием, требует полного контроля над трибуной. Собственно, это и было сделано.
— И что же будет дальше?
— У нас отложенный кризис. До дня голосования активно тратилась резервы, чтобы поддерживать видимость стабильности. Сейчас необходимости в этом уже нет. Резервы будут экономить, а значит, курс национальной валюты резко просядет. Цены на сырье не растут. Бюджет уже не соблюдается и дыры в нем латать нечем.
Когда ситуация резко ухудшится, Путин объявит виновным Медведева и поручит Кудрину сформировать новое правительство. Тот зафиксирует ситуацию на новом уровне и пообещает улучшение в ближайшем будущем. Так они дотянут до президентских выборов, которые, очевидно, состоятся в 2017 году.
— Насколько вероятно то, что Путин проведет и президентские выборы по консервативному сценарию? Под ним я понимаю стандартный перечень противников — Зюганов, Жириновский, Явлинский.
— Иначе и быть не может! Любому дееспособному «новому лицу» Путин выборы проиграет. Трудно поверить в то, что он сам и его клан рискнут отдать президентское кресло другому человеку. Теоретически это может быть женщина, которую нам много раз обещали Путин и Песков, или бывший телохранитель, недавно назначенный губернатором Тульской области. Но это маловероятно. Скорее всего, останется Путин. Пожизненно.
— Как внутренние сценарии повлияют на внешнюю политику РФ?
— У Кремля, в общем-то, нет внешней политики и внятной стратегии. Россия – де-факто страна изгой, которая пытается хорохориться, используя занятые ею плацдармы. Кремль настроен пока их удерживать и надеяться на лучшее. В этом он похож на население. Надежды нелепые, но ничего другого всё равно не остаётся.
Ждут, что президентом США станет Трамп, а президентом Франции — Марин Ле Пен. Ждут распада ЕС. Непонятно на что рассчитывают в Сирии. Крым и Донбасс тоже удерживают на всякий случай. Зачем? Просто что бы было.
Зачем, например, России Приднестровье? Нет даже общей границы! Пусть будет. Отравлять кому-то жизнь – последняя радость, которую может себе позволить бывшая «великая держава». Потому за такие анклавы Москва держится и будет держаться до последнего.