Перед визитом во Францию президент Украины Петр Порошенко в интервью французскому телеканалу Іtele обрисовал условия Киева для принятия изменений в Конституцию в части децентрализации и «особого статуса» отдельных районов Донецкой и Луганской областей.
«Первое — это должно быть прекращение огня. Второе — это вывод российских войск с украинской территории. Третье — это должен быть передан под контроль ОБСЕ неконтролируемый участок украинско-российской границы, а также линия соприкосновения и места, где должна находиться отведенная техника», — заявил он.
«Поскольку этого не произошло, у нас сегодня нет предварительных условий для того, чтобы ставить голосование«, — подчеркнул президент.
Такая реакция Порошенка стала следствием непоследовательного поведения Кремля, в результате чего ситуация на Донбассе не приблизилась к разрешению. Ведь с одной стороны Москва обещала прекратить обстрелы – но на деле постоянно нарушает режим прекращения огня и даже способствует обострению конфликта.
Кроме того, Кремль требует политического урегулирования (введения «особого статусу» в Конституцию и проведения выборов на оккупированной территории) как можно быстрее. Ведь Москва прекрасно понимает, что эти вопросы являются для Украины конфликтными – продолжающиеся обстрелы, а также ежедневные жертвысреди украинских военных и мирных жителей не способствуют консолидации украинского политикума вокруг взятых на себя президентом обязательств по минскому документу.
Это подтвердил недавно и спикер Верховной Рады Андрей Парубий, заявивший, что собрать 300 голосов за внесение изменений в Конституцию Украины относительно децентрализации в ближайшей перспективе вряд ли удастся.
Таким образом, Кремль не дает никаких аргументов украинским сторонникам скорейшего мирного решения конфликта на Донбассе, тем самым усиливая позиции внутриукраинских оппонентов Петра Порошенко. Сознательно ли Кремль подыгрывает соперникам Порошенко, или несознательно – вопрос дискуссионный, но на суть проблемы не влияет. И поэтому модификация переговорной позиции официального Киева по урегулированию была лишь делом времени.
Своим заявлением Порошенко хотел показать, что Украина не отказывается от политической части своих обязанностей, но под давлением военного шантажа никто не будет вносить никаких изменений— Олеся Яхно-Белковская
Смена переговорной тактики заключается в следующем. Раньше Украина занимала позицию частичного и параллельного выполнения одновременно всех пунктов: изменения в Конституцию в части внесения изменений в порядок самоуправления отдельных регионов Донецкой и Луганской областей, которые идут далеко не первым пунктом Минских соглашений, были приняты Киевом в первом чтении еще год назад, 31 августа 2015 года (что привело к гибели солдат Нацгвардии, охраняющих парламент). Кроме того, закон об особенностях самоуправления, который собственно и предоставляет полномочия местной власти, был принят еще в конце 2014 года.
В ответ же Киев слышал, что мол «это не то, это ни с кем не обсуждалось» и т.п., обстрелы продолжались, украинские военные и мирные жители продолжали умирать.
И поэтому в отсутствие доверия к заверениям Кремля теперь Киев ставит условие — четкое и поэтапное следование пунктам Минского документа, особенно первых его пунктов.
Так, сначала в полной мере выполняются пункты о безопасности: прекращение огня, отведение вооружения, фиксируются места его расположения и хранения, осуществляется допуск международных сил на оккупированную территорию, а затем – устанавливается контроль над украино-российской границей. И лишь только после этого Киев готов выполнять все остальные свои обязательства. Как говорится «Утром деньги – и только вечером стулья».
Интересы сторон
Почему же Порошенко заговорил об этом только сейчас? Политолог Олеся Яхно-Белковская считает, что позиция Порошенко связана с неким «прозрением» западных партнеров относительно настоящих намерений Путина.
«Я думаю, что в феврале-марте Украине удалось убедить Германию и Францию, что Россия и их «ДНР-ЛНР» к изменениям в Конституцию относятся лишь как к теме, которая вносит раскол в украинский политикум. А реально они просто не хотят демилитаризировать ситуацию», — сообщила она LB.ua.
Кроме того, Москва, по ее мнению, хочет на самом деле «соскочить» в перспективе с Минских договоренностей — так как понимает, что нет возможности продавить свое видение политической части и реализовать соглашение в своем видении, а возможно лишь видение Европы и Украины.
В свою очередь близкий к Кремлю политолог Денис Денисов (Москва), на просьбу LB.ua прокомментировать заявление Порошенко, сообщил, что оно, по его мнению, «не выдерживает никакой критики». Во-первых, в Москве традиционно потребовали «доказательства нахождения российских войск на Донбассе».
«Во-вторых, в «Минских соглашениях» есть четкий алгоритм их реализации, пункты взаимосвязаны и логически следуют друг за другом. Порошенко же не в первый раз пытается поломать логику Соглашений и удобные для себя пункты поставить в виде приоритетов, однако подобный подход невозможен», — утверждает он.
Кремлевский эксперт при этом считает, что это именно Порошенко «саботирует выполнение «Минских соглашений» и затягивает конфликт во времени, так как у Порошенко прекрасно понимают, что с окончанием войны на Донбассе Украина больше не будет представлять такой интерес для западных партнеров».
Позиция Запада действительно учитывалась при решении о смене тактики переговоров, соглашается политический эксперт Тарас Березовец. И обусловлен такой шаг Киева колебанием запада по вопросу санкций против России.
«Позиция Украины на фоне разговоров о снятии санкций с России становится более жесткой. Колебания Франции и Германии в части уступок Москве заставляют Порошенко действовать симметрично. Идут разговоры, что санкции ЕС введет в последний раз, поэтому Украина должна действовать в соответствии с меняющимися условиями», — сообщил эксперт LB.ua.
Свое отношение к намерениям Киева уже озвучил Вашингтон. «США хотят видеть полное выполнение Минских договоренностей как можно скорее. Это будет способствовать миру и безопасности в Украине, это будет хорошо для отношений между Россией и Украиной, а также для отношений США и союзников с Россией, если мы сможем продвигаться в этом вопросе«, — заявил спикер Государственного департамента США Джон Кирби в среду вечером.
С высокой долей вероятности можно утверждать, что и замгоссекретаря Госдепартамента Виктория Нуланд приезжала сегодня в Киев обсуждать именно эту украинскую позицию, а затем повезет в Москву результаты разговора.
Такая спешка Госдепа закрыть украинский вопрос объясняется желанием успеть к осени, когда начнется активная фаза в избирательной кампании США, а также личной заинтересованностью Нуланд, у которой есть амбиции поработать при следующем президенте. «А вот нам спешить некуда, мы находимся в ситуации, когда спешка для нас может закончиться гибелью нашего государства», — считает политолог Юрий Романенко.
«Мы заявления в таком духе слышали, когда нас просили избавиться от ядерного оружия. Только США закрыли глаза на свои обещания, а нам теперь сложно поверить новым. Ибо за нашими уступками к нам приходили новые проблемы, а не решение старых», — напоминает он.
Источник: LB